ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
91
высказывании. Это может быть и рема (при цепной связи) и тема (при параллельной связи).
Примеры:
У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и
блестящие (Юрий Нагибин) – связь параллельная: анафора к теме.
Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой основе своей
нравственно (Д. С. Лихачев, Письма о добром и прекрасном) = связь цепная: анафора к реме. То же в
примерах:
После смерти Александра Македонского/…/ центром эллинистической культуры стала
Александрия. Здесь в университете учился математик Архемед (Путеводитель…).
Знаменита на весь мир и Александрийская библиотека. В ней работал Каллимах,
составивший 120 книг каталога (там же).
Типичные речевые ошибки в употреблении анафорических местоимений
В речевой практике возникают ошибки, связанные с тем, что анафорическое местоимение
может быть отнесено к разным именам в предшествующем высказывании. Так, если в первом
высказывании более одного имени существительного, то – теоретически –местоимение ОН может
быть отнесено к каждому из них. Ср.: Недалеко от поселка Веденка был расстрелян джип одного из
лесных воротил. Он чудом уцелел. - Джип? Человек? По контексту легко догадаться, что имеется в
виду человек, но по правилам строения текста, скорее, должен быть джип (конец фразы, центр
ремы).
Одновременно действует и другое правило: анафорическое местоимение относится к
ближайшему имени. С этим связано то положение, что рема всегда тяготеет к концу высказывания.
Ср.: Эти задачи решаются разными методами. Они бывают простые и сложные – Что? Задачи?
Методы? По правилу порядка слов – методы, а говорящий имел в виду простые и сложные задачи.
Или: Выбирая компьютер для ребенка, узнайте, что у него внутри (реклама). Такого рода ошибки
бывают при совпадении формы существительных (род, число, падеж).
Другая возможная ошибка связана с употреблением местоимения ЭТО. В отличие от ОН,
ТАКОЙ, ЗДЕСЬ, слово ЭТО по смыслу отнесено к целой ситуации, а не к предмету (сущ. среднего
рода). При цепной связи под словом ЭТО может подразумеваться то, что названо всем
высказыванием или его частью. Например: Ежегодно, если зима не была многоснежной, пойма
выгорает практически вся. Это губительно для многих ее обитателей (Дуггинцов, В. Очарование
равниной).
Пример неудачного употребления ЭТО:
Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание. согретое человеческим
чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением
неизмеримого нравственного значения. – Мысль выражена недостаточно четко, так как в первом
высказывании прямо не названо то, что во втором обозначено словами это свойство искусства.
Имеется в виду способность искусства согревать знание человеческим чувством. (Пример из статьи:
Маймин, А. Искусство мыслит образами).
Смысловые отношения между высказываниями в тексте
У каждого текста есть своя тема. Она является объединяющим началом для высказываний,
составляющих текст. С другой стороны, у текста всегда есть определенная коммуникативная
направленность: мы или описываем, или повествуем, или рассуждаем (см. далее – Глава )
В зависимости от этого говорящий строит отношения между высказываниями, отражающие
отношения между фактами. событиями, суждениями. Это может быть или рядоположенность, или
последовательность, или взаимозависимость.
Самое трудное - находить выражение отношений в тексте-рассуждения. Это отношения
смысловой взаимозависимости, а именно: условные, уступительные, причинно-следственные, или
отношения сопоставления и противопоставления, а также отношения конкретизации, общего и
частного (включения частного в общее или, наоборот, раскрытие содержания общего через частное),
отношения, градации, вывода, обобщения. В русском языке есть множество слов и словосочетаний, с
помощью которых выражаются эти связи. Их называют текстовыми связками или «скрепами».
высказывании. Это может быть и рема (при цепной связи) и тема (при параллельной связи). Примеры: У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие (Юрий Нагибин) – связь параллельная: анафора к теме. Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой основе своей нравственно (Д. С. Лихачев, Письма о добром и прекрасном) = связь цепная: анафора к реме. То же в примерах: После смерти Александра Македонского/…/ центром эллинистической культуры стала Александрия. Здесь в университете учился математик Архемед (Путеводитель…). Знаменита на весь мир и Александрийская библиотека. В ней работал Каллимах, составивший 120 книг каталога (там же). Типичные речевые ошибки в употреблении анафорических местоимений В речевой практике возникают ошибки, связанные с тем, что анафорическое местоимение может быть отнесено к разным именам в предшествующем высказывании. Так, если в первом высказывании более одного имени существительного, то – теоретически –местоимение ОН может быть отнесено к каждому из них. Ср.: Недалеко от поселка Веденка был расстрелян джип одного из лесных воротил. Он чудом уцелел. - Джип? Человек? По контексту легко догадаться, что имеется в виду человек, но по правилам строения текста, скорее, должен быть джип (конец фразы, центр ремы). Одновременно действует и другое правило: анафорическое местоимение относится к ближайшему имени. С этим связано то положение, что рема всегда тяготеет к концу высказывания. Ср.: Эти задачи решаются разными методами. Они бывают простые и сложные – Что? Задачи? Методы? По правилу порядка слов – методы, а говорящий имел в виду простые и сложные задачи. Или: Выбирая компьютер для ребенка, узнайте, что у него внутри (реклама). Такого рода ошибки бывают при совпадении формы существительных (род, число, падеж). Другая возможная ошибка связана с употреблением местоимения ЭТО. В отличие от ОН, ТАКОЙ, ЗДЕСЬ, слово ЭТО по смыслу отнесено к целой ситуации, а не к предмету (сущ. среднего рода). При цепной связи под словом ЭТО может подразумеваться то, что названо всем высказыванием или его частью. Например: Ежегодно, если зима не была многоснежной, пойма выгорает практически вся. Это губительно для многих ее обитателей (Дуггинцов, В. Очарование равниной). Пример неудачного употребления ЭТО: Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание. согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения. – Мысль выражена недостаточно четко, так как в первом высказывании прямо не названо то, что во втором обозначено словами это свойство искусства. Имеется в виду способность искусства согревать знание человеческим чувством. (Пример из статьи: Маймин, А. Искусство мыслит образами). Смысловые отношения между высказываниями в тексте У каждого текста есть своя тема. Она является объединяющим началом для высказываний, составляющих текст. С другой стороны, у текста всегда есть определенная коммуникативная направленность: мы или описываем, или повествуем, или рассуждаем (см. далее – Глава ) В зависимости от этого говорящий строит отношения между высказываниями, отражающие отношения между фактами. событиями, суждениями. Это может быть или рядоположенность, или последовательность, или взаимозависимость. Самое трудное - находить выражение отношений в тексте-рассуждения. Это отношения смысловой взаимозависимости, а именно: условные, уступительные, причинно-следственные, или отношения сопоставления и противопоставления, а также отношения конкретизации, общего и частного (включения частного в общее или, наоборот, раскрытие содержания общего через частное), отношения, градации, вывода, обобщения. В русском языке есть множество слов и словосочетаний, с помощью которых выражаются эти связи. Их называют текстовыми связками или «скрепами». 91
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- …
- следующая ›
- последняя »