Культурологические концепции. Протасова О.Л. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

также располагают собственными знаковыми системами.
Формы культуры. Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право,
идеология, экономика, наука, философия.
Мифология
одна из самых ранних форм культуры, и она включала в себя мифы, сказки, которые
отражали духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотеми-
ческой мифологии: люди верили, что они связаны родственными узами с животными, растениями, скала-
ми, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию, возникла
хтоническая мифология (от греческого «хтон» земля): т.е. могущественные существа с человеческо-
звериным обликом. Например, древние греки верили в Минотавра человекобыка, связанного с под-
земным миром; все египетские боги зооморфны (звероподобны). И лишь значительно позже такие боги
вытесняются антропоморфными (человекоподобными) небесными богами.
Мораль
форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде,
вине и справедливости, запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытном обществе
возникли первые моральные запретытабу).
Искусство
форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе и отражала действи-
тельность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства его элемен-
ты слитны, переплетены, а затем выделяются в отдельные виды искусства: танцы, песни, музыку, живо-
пись, скульптуру, архитектуру, театр, художественную литературу, поэзию, киноискусство и т.п.
Религия
форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могуществен-
ным Богом, воплощающем в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге,
религии делятся на: монотеистические (иудаизм, христианство, исламвера в единого Бога); языческие
религии (политеизм вера во многих богов, восточные культы); трансформировавшиеся в религию фи-
лософские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространённости в мире выделяют: миро-
вые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены; локальные религии,
влияние которых ограничено рамками определённого региона или народа (иудаизм, даосизм).
Право
форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулирова-
нию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм законов,
обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества. Право формируется вместе с государ-
ством, является признаком цивилизованного образа жизни людей.
Идеология
форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в кото-
рых обобщается и осознаётся отношение людей друг к другу, к обществу, миру.
Наука
форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.
Философия
форма культуры, которая формулирует обобщённую картину мира и понятийно-
категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н.э. в трёх
регионах мира: Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одина-
ковые для всех народов, для всего мироздания.
Экономика
форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общест-
венной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства оп-
ределёнными методами.
Законы развития культуры. Культурология как наука выполняет и изучает наиболее важные за-
коны возникновения, функционирования и развития культуры, которые не менее объективны и строги,
чем другие законы (например, экономические), однако значительно менее изучаемые и понятые нами.
Закон единства и разнообразия культуры.
Он гласит, что культура является совокупным коллек-
тивным достоянием всего человечества; она воплощает в себе родовое свойство человека и человечест-
ва; культуры всех народов внутренне едины и в то же время самобытны, уникальны. Каждый народ, об-
ладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищ-
ницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих
планету, является объективной реальностью. Потери культурных завоеваний любого народа, даже само-
го малочисленного, неизбежно оборачиваются потерей для всего человечества.
Закон преемственности в развитии культуры
. Он является важнейшим в содержании формирую-
щейся науки культурологии. Культура это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений,
точнее говоря1200 поколений рода человеческого. Там, где нет преемственности в развитии культуры,
там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз
начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т.д.
Преемственность основа развития культуры, а потому также составляет её важнейшую объектив-
ную закономерность.