ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Закон прерывности и непрерывности развития культуры
. Он гласит, что культура – это слож-
ная система, которая в своём развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии
человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох
(формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры – одни уходят, на смену им приходят
другие – так проявляется прерывность в развитии культуры.
Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, т.е. пред-
шествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует
культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отноше-
ний.
Поэтому мы можем сказать так: прерывность носит относительный характер, непрерывность – аб-
солютный. Она здесь – ведущий элемент.
Закон взаимодействия и сотрудничества различных
, нередко противоречивых культур.
Взаимосвязь, сотрудничество различных культур – важнейшая объективная закономерность, изу-
чаемая культурологией. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по-
своему выражали собственное понимание мира, его освоение. Этот факт неоспорим: культура Китая,
например, и Запада; народов Востока (ислам) и христианская культура. Каждая из перечисленных куль-
тур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, и в то же время они являются составными час-
тями единой целостной общности, т.е. всего человечества, единое развитие которого обеспечивается об-
щими закономерностями, однопорядковым характером социологических законов, действующих в различ-
ных обществах.
Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоян-
но возрастающие в ходе исторического развития. В закономерностях взаимодействия и сотрудничества
различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить
его интеллектуальные, духовные и нравственные силы.
Каждая культура при всех её специфических особенностях способствует общечеловеческим достиже-
ниям, общему прогрессу мирового сообщества.
2. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Теории культуры VIII–IX вв. В новое время появляются различные философские теории культу-
ры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимания культуры. Латинским словом
«культура» стали пользоваться для обозначения таких особенностей человеческого бытия, с которыми
связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Первоначально культура понима-
лась как духовная сторона общества.
Теория Ж.-Ж. Руссо. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Первая
точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берёт своё начало в
работах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а
естественную жизнь на лоне природы – как наиболее простую и правильную форму жизни человечест-
ва. В его концепции культура осмысливается как разделяющая человека и природу. По своей природе,
считают многие последователи Руссо, человек вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что куль-
тура есть зло и создана как средство для подавления и порабощения человека. Из этих постулатов пред-
ставители пессимистического взгляда на культуру делают разные выводы. Философы, в той или иной
степени разделяющие взгляды Руссо, вслед за ним резко критикуют современные им культурные тра-
диции, определяющие существующее социальное, экономическое, имущественное и политическое не-
равенство. Ущербность буржуазной культуры и цивилизации Руссо видит в существовании как частной
собственности, которая делает людей неравным, так и в государственной власти, всегда антинародной
по своей сути. Не меньшим злом, по мысли Руссо, являются наука и искусство, которые способствуют
сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни более богатой и счастливой жизни
народу. Руссо считает, что дети, как природные существа, свободны от пороков взрослых людей, но
лучшие задатки ребёнка подавляются обществом, где господствуют деспотизм, произвол и неравенство.
Именно поэтому Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне при-
роды, соответственно требованиям естественных законов – возраста, здоровья, климата, с учётом склон-
ностей и способностей человека. Ребёнка надо учить простым ремёслам, естественному образу жизни, да-
лёкому от жестокой и искусственной жизни городов, этих язв на теле человечества. Эти позиции Руссо
оказали существенное влияние на развитие педагогики нового времени, в теории и на практике осуществ-
ляющих воспитание детей на лоне природы и как природных существ, отрицательно относящихся ко всем
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »