Культурологические концепции. Протасова О.Л. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

него рефлексивных форм искусство, религия, философия. Каждая культурная эпоха обладает целост-
ностью. Герменевтикаспособ понимания письменно фиксированных проявлений жизни, т.е. духовной
культуры в её исторических образцах.
Понимающая социология М. Вебер (1864 1920). Западный человек находится в противоречии
между эмпирическим миром техники, науки и миром идеалов, добра, красоты и прочих ценностей, при-
чём и ценности современного человека противоречат друг другу.
ФеноменологияЭ. Гуссерль (1859 – 1938).
1. Утверждает самоценность сознания. Культура это познание мира через разум, веру (верова-
ния), волю, эмоции, любовь, желания.
2. «Жизненный мир человека» область непосредственно-очевидного, того, что всем известно и в
чём все уверены, что практически проверено. «Религиозно-мифологический мир» заключает в своей це-
лостности все предметы, всех животных, людей и сверхъестественных существ». В европейской культуре
«жизненный мир» и «мифологический мир» вытесняются различными научными и теоретическими фило-
софскими установками.
3. История культуры в своём развитии ориентирована на некий нормативный образ, на внутренне
присущую истории разумную цель. Греческая философия способна стать всеобщей нормой, которая
объединит разные нации и многие поколения людей.
Общественно-историческая школа культурологии. Едина ли история мировой культуры или
представляет собой совокупность самостоятельных изолированных культур?
В литературе выделяются два типа ответов на этот вопрос.
1.
В концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби утверждается, что не существует еди-
ной истории человечества; история осуществляется на принципе смены культур, каждая из которых жи-
вёт своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью. Схема истории, таким образом, пред-
ставляет собой не однонаправленный линейный процесс, а линии развития культур расходятся (цикличе-
ские концепции культуры).
2.
В концепциях Вольтера, Монтескье, Канта, Гердера, Ясперса доказывается идея универсально-
сти и всемирности истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию
развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (линейные концепции куль-
туры).
Данилевский Н.Я. (1822 – 1885). Концепция локальных культурно-исторических типов:
каждый культурно-исторический тип проходит в своём развитии стадии рождения, расцвета,
упадка и гибели;
не существует единого направления прогресса мировой культуры, каждая культура развивается
обособленно;
культурные типы классифицируются в зависимости от преобладающих направлений разрядов
человеческой деятельности. Всю социально-культурную человеческую деятельность он подразделяет на
четыре не сводимых один к другому разряда:
1. Деятельность религиозная, выражающая отношение человека к Богу.
2. Деятельность культурная, в узком смысле этого слова, выражающая отношение человека к
внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-
художественная, и, в-третьих, технически-промышленная деятельность.
3. Деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.
4. Деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определённые эконо-
мические отношения и системы.
Данилевский выделял следующие культурные типы:
культуры первичные или подготовительные (не проявились ярко ни в одном из разрядов социо-
культурной деятельности); к ним относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская
культуры;
культуры одноосновные (проявляются ярко в одном из разрядов): еврейская культура (религиоз-
ный разряд создана первая в мире монотеистическая религия иудаизм, прародитель двух будущих
мировых религий, христианства и ислама); греческая (культурный разряд: искусство, философия); рим-
ская культура (политический разряд).
культура двухосновная: европейская (германо-романская) культура имеет 2 разряда политико-
культурный тип.
культура четырёхосновная (гипотетический тип, где все 4 разряда равноценно развиты). Предпо-
лагал, что таким типом способен стать славянский, при условии самостоятельного развития, без подра-