Культурологические концепции. Протасова О.Л. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

диций человек превращается в культурное существо, и культура начинает выступать как внутренняя
характеристика человека. Основные положения натуралистической школы таковы:
человек как культурное существо;
частичное подчинение бессознательной, природной части психики человека культурным нормам;
«Сверх-Я» как основа культурного человека (З. Фрейд);
коллективное бессознательное как коллективный культурный опыт человечества (К.Юнг);
история культуры как осуществление бессознательных основ души человека.
Основные положения психоаналитической теории культуры.
Психоанализ Фрейд З. (1856 – 1939).
1. Сознание человека пытается подчинить себе бессознательную (природную) часть психики человека
Оно» котёл бушующих инстинктов, желаний), вытеснить обратно в бессознательно неприемлемые сек-
суальные, агрессивные, антисоциальные желания и идеи. Нормы культуры заставляют человека отказаться
от удовлетворения желаний бессознательного, приводят к усилению чувства вины и неудовлетворённости
из-за подавляемых желаний.
2. Инстинктивные желания сексуальной энергии (либидо) могут быть преобразованы человеком в
социально разрешаемые виды деятельности (искусство, спорт, политика и т.п.). Сублимация исполь-
зование бессознательной энергии в целях разума и культуры.
3. Культура система общественных норм, которая стоит над отдельным человеком. Культура мо-
жет руководить человеком лишь потому, что она сама стала частью бессознательной психики человека,
преобразовалась в «Сверх-Я». Благодаря «Сверх-Я» человек способен жить как культурное существо.
Если культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у человека невроз или бунт и
делает его несчастным. Человеческая душа разрывается между своей изначальной природой и внедрен-
ными культурными запретами.
Юнг К. (1875 – 1961).
1. В психике человека существует «коллективное бессознательное», которое является идентичным
у всех людей и общим для всего человечества, состоит из архетипов, ассоциаций, образов, символов из
древних и грядущих времен жизни человечества. В архетипах хранится коллективный исторический
опыт человечества. Коллективное бессознательное имеет не природный, а культурный характер, куль-
турное происхождение, но передаётся по наследству биологическим путём.
2. Духовная культура, творчество обусловлены бессознательными архетипами, которые всегда пе-
реводятся на язык современности.
3. Социальная значимость искусства: оно создаёт дух времени, даёт жизнь тем образам, которым
духу времени больше всего недоставало.
4. Культура призвана вести диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человече-
ской души. Но развитие рационализации жизни вызывает крушение символов, ослабление культуры,
поэтому растёт число психических расстройств, крайностей в идеологии и поведении людей. Европей-
ская культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство человеческой души.
5. История культуры и её символического мира есть осуществление бессознательных основ души
человека.
Теории культурной антропологии. Культурная антропология изучает процессы формирования
человеческой культуры как главнейшей сущности человека, особенности этнических культур, детерми-
нирующие сущность и поведение человека.
Культурная антропология опирается на культурно-специфический подход, т.е. культурантропологи
стремятся изучить культуру какого-либо народа как бы изнутри, в полевых условиях, понять её специ-
фику без сравнения с другими культурами, используя при этом специфичные для этой культуры едини-
цы анализа и термины, описывающие любые элементы культуры, будь то жилища или способы воспи-
тания детей, с точки зрения участника или носителя культуры.
Теории культурной антропологии прошли длительный исторический путь своего развития: эволю-
ционизм, диффузионизм, социологическая школа, историческая этнология, этнопсихологическая школа,
структурализм, неоэволюционизм при изучении культуры народов.
Эволюционизм. Главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании об-
щих закономерностей развития человеческой культуры, в составлении рядов развития культур разных на-
родов. Идеи эволюционизма нашли приверженцев в различных странах, наиболее видными представите-
лями эволюционизма стали: в Англии Герберт Спенсер, Эдвард Тайлор, Джеймс Фрэзер; в Германии
Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц, во ФранцииШарль Летурно, в СШАЛьюис Генри Мор-