Культурологические концепции. Протасова О.Л. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

ган.
Основоположником эволюционной школы заслуженно принято считать выдающегося английского
учёного Эдварда Тайлора (1832 1917). В 1865 г. он опубликовал книгу «Исследования в области
древней истории человечества», где изложил свои эволюционистские идеи, в частности, идею о про-
грессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современ-
ной цивилизации; идею о том, что существующие различия народов обусловлены не расовыми разли-
чиями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов; идею о преемственности и
взаимосвязи культур разных народов.
В своих рассуждениях он основывался на одном из главных принципов эволюционизма: человек
это часть природы и развивается в соответствии с её общими закономерностями. Поэтому все люди
одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинако-
вые черты культуры, а их развитие идёт схожим образом, поскольку определяется схожими причинами.
Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как «стадии постепенного развития, из которых каж-
дая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего».
Эти последовательные стадии развития соединяли между собой в один непрерывный ряд все народы и
все культуры человечестваот самых отсталых до наиболее цивилизованных.
Морган Л. (1818 – 1881) в книге «Древнее общество» (1877 г.) рассматривал три важные проблемы:
роль и место родового строя в истории человечества, историю формирования семейно-брачных отно-
шений и периодизацию мировой истории.
Вся история человечества может быть разделена, полагал Морган, на два больших периода: первый,
ранний организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; второй, поздний, период
организация политическая, основанная на территории и собственности. По Моргану, родовая органи-
зация явилась почти универсальной основой социального строя древнего общества азиатского, афри-
канского, европейского, американского и австралийского. Она была тем орудием, посредством которого
общество было организовано и сохранялось.
Важными и ценными были его идеи о превращении материнского рода в отцовский в связи с накоп-
лением собственности и тенденций передачи её по наследству.
Весьма интересное направление научных исследований Моргана изучение истории семьи, резуль-
таты которого изложены в «Древнем обществе». Систематизировав формы родства у разных народов,
Морган выделил следующие стадии развития семьи в истории человечества:
1.
Кровнородственная семья первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и
предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными)
братьями и сёстрами, но запрещающая браки между родителями и детьми.
2.
Пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестёр с общими мужьями
или нескольких братьев с общими жёнами.
3.
Парная, или синдиасмическая семьябез исключительного сожительства»).
4.
Патриархальная, т.е. полигамная, семья.
5.
Моногамная семья современного вида.
Из всех форм семьи, по мнению Моргана, наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и
пятая; именно они породили основные формы родства людей.
Морган предложил разделить историю человечества на три этапа: дикости, варварства и цивилиза-
ции, а первые два этапа, в свою очередь, на ступени (высшую, среднюю и низшую), отметив для каждой
ступени специфические конкретные признаки. Это была первая универсальная система периодизации
всемирной истории.
Эволюционная школа дала первую, довольно стройную, концепцию развития человека и его куль-
туры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи эволюциониз-
ма заключались в следующем:
в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и
те же умственные способности в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные реше-
ния; это обстоятельство определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой
части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения
не имеет;
в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого
состояния к более сложному; культура, как часть общества, также всегда развивается от низшего к
высшему путём непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения