Культурологические концепции. Протасова О.Л. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

элементов культуры;
развитие любого элемента культуры изначально предопределено, так как его более поздние фор-
мы зарождаются в более ранних формах, при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в
соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;
в соответствиями с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии разви-
тия разных народов и их культур дают одинаковые результаты, и все народы в конечном итоге по еди-
ным законам развития должны прийти к высоте европейской культуры (даже без контактов и заимство-
ваний достижений европейской культуры).
Социологическая школа и функционализм. Социологическая школа (Э. Дюркгейм, Леви-
Брюль) показывает:
в каждом обществе существует культура как комплекс коллективных представлений, которые
обеспечивают устойчивость общества;
функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;
в каждом обществе существует своя мораль, она динамична и изменчива;
переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не
плавно, а рывками.
Выдающееся и оригинальное место в социологии культуры занимает теория суперсистем Питирима
Александровича Сорокина (1889 1968), нашего соотечественника, а потом подданного США, ставше-
го классиком мировой социологии ещё при жизни. Центральное положение в его теории отводится про-
блемам социальной целостности культурных суперсистем.
В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический
процесс как процесс развития культуры. По Сорокину, культура, в самом широком смысле этого слова,
есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его
развития. В ходе этого развития общество создаёт различные культурные системы: познавательные, рели-
гиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем явля-
ется тенденция их объединения в системы высших рангов. В результате этой тенденции образуются куль-
турные сверхсистемы (или суперсистемы). Каждая из таких сверхсистем, по словам Сорокина, «обладает
свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и ми-
ровоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и должно-
го, собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом пове-
дения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и полити-
ческой организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом
и поведением». Культурные суперсистемы, по концепции Сорокина органично сменяющие друг друга
основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и
разнящиеся в зависимости от верховных ценностей (
идеациональная
,
идеалистическая и чувственная
сверхсистемы). Основой и фундаментом всякой культуры П. Сорокин считает ценность. В соответствии с
характером доминирующей ценности он и делит все культурные суперсистемы на три типа.
Идеациональная
система культуры базируется на принципе сверхчувственности сверхразумности
Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относит, прежде всего,
средневековую европейскую культуру. В этой культуре, по его словам, «господствующие нравы и обы-
чаи, образ жизни, мышления поддерживали своё единство с Богом как единственную и высшую цель, а
также своё отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и
ценностям». К этому же типу, на его взгляд, следует отнести культуру брахманской Индии, буддийскую
и греческую культуру с VIII по конец VI вв. до н.э.
Идеалистическую
систему культуры П. Сорокин рассматривает как промежуточную между идеа-
циональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Не-
бо, так и на Землю. К данному типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру XIII–XIV
вв., а также древнегреческую культуру классического периода (V–IV вв. до н.э.).
Современный тип культуры П.Сорокин называет
чувственной
культурой. Она основывается и объе-
диняется вокруг главенствующего принципа: объективная действительность и смысл её чувственны.
«Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств,
реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-то такое, чего
мы не можем прочувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего». Формирование чувст-
венной культуры начинается в XVI в. и достигает своего апогея в середине XX в. Эта культура стремит-
ся освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Её ценности скон-
центрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Её герои фермеры, рабочие, до-