Культурологические концепции. Протасова О.Л. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

лённых географических ареалах; в границах этих ареалов следует искать конкретные формы взаимного
влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов. Развитие человечества и его культуры
происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом, в познании общих законов
развития не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться
глубоко различными по существу и иметь разное происхождение. Не следует переносить «наши» кри-
терии моральной оценки на народы иного культурного типа: у каждого народа исторически формиру-
ются свои социальные идеалы, свои моральные нормы.
Этнопсихологическая школа в культурной антропологии. Поскольку подлинной и первичной
реальностью является индивид, личность, поэтому именно с их изучения следует начинать исследова-
ние культуры каждого народа.
Кардинер А. (1891 1981) предложил модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа
личности, доминирующих в данной культуре. В трудах «Индивид и его общество», «Психологические
границы общества» он изложил в обобщённом виде основные идеи этнопсихологической школы. Соглас-
но представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с пер-
вых дней его жизни. Это происходит под действием внешней среды, прежде всего через конкретные спо-
собы ухода за младенцами в каждом обществе: кормления, ношения, укладывания, а позже обучения
ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность чело-
века, на всю его жизнь. Формирование психики происходит в первые 4-5 лет жизни человека, после че-
го она «затвердевает» и остаётся практически на всю жизнь, определяя судьбу, успехи и неудачи чело-
века. Психика людей следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и
у предыдущего поколения. Такой процесс повторяется беспрерывно. Поскольку у каждого народа спосо-
бы ухода за детьми приблизительно одинаковы, а между разными народами в этом отношении имеются
различия, то каждый народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме «базовой»,
или «основной», личности. Какова «основная» личность данного народа, такова и его культура. «Основ-
ная личность» представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом дан-
ном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры.
Кардинер А. старался выявить, как происходит взаимодействие культуры и личности, и, как психо-
аналитик, он считал, что именно способы ухода за маленькими детьми отличаются в разных культурах
и налагают неизгладимый отпечаток на личность взрослого. Например, особенности русского нацио-
нального характера терпение и послушание он связывал с практикой длительного тугого пеленания,
принятого в русских семьях.
Но позднее представители рассматриваемой школы отказались от абстрактного понимания базовой
личности в пользу статистического понятия модальной личности (Р. Линтон). Это понятие выражает наи-
большую распространённость (моду) типа личности в культуре. Это не «средняя» личность, а чаще всего
встречающаяся. Модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам лично-
сти, чаще всего встречающимся у взрослых членов данного общества. Концепция мультимодальных об-
ществ утверждала, что каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с пе-
реходными формами между ними.
Значительный вклад в этнопсихологические исследования внесли труды Рут Бенедикт (1887 –
1948) «Модели культуры», «Конфигурации культур в Северной Америке», «Психологические типы
культур Юго-Запада». Главный постулат её концепции наличие у каждого народа специфической для
него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей исто-
рию данного народа. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура
имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов. Религия, семейная жизнь, экономика,
политические структуры, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Элементы, чуж-
дые данному народу, не получают возможности для своего развития. Те аспекты жизни, которые кажут-
ся наиболее важными с позиции нашей культуры, могут играть незначительную роль в других культу-
рах, ориентированных иначе, чем наша. В то же время какие-либо черты, которые имеются в нашей
культуре, могут быть переосмыслены в других культурах так, что покажутся нам фантастическими и
гротескными.
Бенедикт ввела термин «культурная конфигурация», обозначив им особый способ соединения (сце-
пления) элементов культуры, создающих единое целое культуры, и полагая, что культурная конфигура-
ция является следствием уникального исторического процесса. Каждой культуре присущ свой специфи-
ческий тип личности. В каждом типе есть некая доминантная модель поведения или определяющая пси-
хологическая черта. Основываясь на данных полевых исследований племён Северной Америки и Малай-