ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
зии, Бенедикт выделила следующие черты культурных конфигураций:
−
аполлонийский
, отличительными чертами которого являются подчинение индивидов традициям
группы (возрастной, половой) и воздержание от экстремально-эмоциональных проявлений своего ха-
рактера. В данном типе культуры воплощается идея меры во всём: не приветствуется явное выражение
гнева, насилия, ревности; кооперация и терпимость воспитываются с детства, норма поведения устанав-
ливается общественными структурами, а не индивидами. Поэтому такая культура ориентирована на тра-
диции, а не на авторитетные санкции вождя; аполлоническая культура – созерцательно-логическая, ин-
теллектуальная культура, которая ценит умеренность, сбалансированность, воспитывает в детях, преж-
де всего, ответственность перед обществом, стремление к кооперации.
−
дионисийский
, представляющий противоположный тип конфигурации и отличающийся индиви-
дуализмом и различными формами насилия; дионисическая культура эмоциональная – буйная, поощ-
ряющая крайности, безумства, бесстрашие, жёстокость, независимость.
−
параноидальный
, характеризуемый конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры
аккумулируется враждебность в отношениях между мужем и женой, соседями и деревнями; распро-
странено убеждение, что удача, успех одного означает неудачу другого; широко практикуется вредо-
носная магия.
Бенедикт выделяет
культуры стыда и культуры вины
(западные культуры – культуры вины: дейст-
вия человека осуждаются самим человеком, человек виновен перед своей совестью и Богом; культуры
стыда – это восточные культуры: человеку стыдно за свои поступки перед членами общества, его осуж-
дают другие люди).
В русской традиционной культуре наблюдается противоречивое сочетание аполлонийского и дио-
нисийского типов, преобладание коллективистской культуры (направленность на интересы коллектива,
семьи, общества, взаимодействие людей), высококонтекстного типа культуры (большую роль играют
эмоции, интонации речи, жесты, мимика в общении, контекст ситуации), культуры стыда и культуры с
экстернальным локусом контроля (свои и чужие поступки, достижения объясняют внешними причина-
ми, обстоятельствами, везением либо невезением). Русские склонны надеяться на удачу и мало плани-
руют свои будущие действия.
Мид М. (1901 – 1978) – представитель этнопсихологической школы культурной антропологии –
разрабатывала метод исследования национального характера (национальной культуры). Мид выделяла
три основных аспекта исследования национального характера:
1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной
культуры;
2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;
3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, например,
отношений между родителями и детьми, отношений между ровесниками.
Национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри
культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных в них способами детского воспита-
ния. В соответствии с особенностями детства Мид выделяла три типа культур:
постфигуративный
, где
дети учатся у своих предшественников;
конфигуративный
, где и дети, и взрослые учатся у своих пред-
шественников;
префигуративный
, где взрослые учатся у своих детей.
Постфигуративная
культура – это классический вариант традиционного общества. Любое изменение в
ней протекает медленно и незаметно. Прошлое взрослых – это схема будущей жизни для их детей. В таких
культурах определяющую роль играло старшее поколение. Оно служило законченным образцом жизни,
символом культуры. Данный тип культуры основан на реальном присутствии в обществе представителей
трёх поколений и предполагает передачу из поколения в поколение определённых культурных форм.
Конфигуративной
является культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей ока-
зывается поведение их современников. Идеалом для подражания становится уже не прошлое, а настоя-
щее. Конфигурация предполагает непосредственную передачу навыков, знаний от представителей ак-
тивно действующего поколения. В самом простейшем виде конфигуративная культура – это общество, в
котором отсутствует третье поколение (старики). Они не проживают вместе с внуками, поэтому нет
преемственности поколений. Здесь присутствует установка, что дети, повзрослев, вне влияния родите-
лей, самостоятельно выбирают свой стиль жизни. Конфигуративная культура предполагает изменения в
образе жизни. Для этой культуры характерны контркультура и субкультура.
Префигуративная
культура, которая, по мнению Мид, родилась в середине ХХ в., отличается неоп-
ределенностью будущего развития общества. В ней способы передачи знаний и навыков таковы, что