ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Культурный смысл
– это выработанная историческим опытом информация, посредством которой
определённое сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру, постигает и понимает окру-
жающий мир и своё предназначение в нём.
В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: прямой, косвен-
ный, переносный, скрытый смысл и т.п. Например, ритуал поведения как культурный символ может
иметь: явный смысл, относящийся к целям ритуала и полностью осознаваемый исполнителем; латент-
ный смысл, находящийся на грани сознания субъекта, но способный быть полностью осознанным;
скрытый смысл.
Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый «здравый смысл», который являет-
ся общепринятым, выражается вербальным, т.е. словесным, образом на уровне сознания. Самым глубин-
ным уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценно-
стей, законов, образцов поведения данной культуры.
Философия культуры. Философия культуры (культурфилософия) – философская дисциплина,
ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего фено-
мена. Как самостоятельная сфера философского умопостижения культуры философия культуры сфор-
мировалась в конце VIII – начале IX вв. Однако отдельные размышления и интуиции, связанные с куль-
турой, можно проследить на всех этапах развития европейского сознания.
Стремительное развитие получила философия культуры в XX в. Возникло много новых истолкова-
ний самого феномена. Осмысление культуры продолжалось в русле творчества различных представите-
лей философии жизни. Так, А. Бергсон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами,
в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися высокой
настроенностью общения, духовности и культом святости индивидуальной свободы. Культурфилософ-
ская концепция Бергсона строилась на различении ума и инстинкта.
Видный представитель философии жизни О. Шпенглер отверг традиционный европоцентризм, где
история развивается линейно, по схеме «античность – средневековье – новое время», и которая завер-
шается торжеством европейского разума. С его именем связано возникновение «неклассических» кон-
цепций исторического процесса в рамках западноевропейской философии. История распадается на
жизнь самостоятельных культурных организмов (египетская, китайская, индийская, греко-римская, за-
падноевропейская и прочие культуры), где ни один культурный организм не имеет превосходства над
другим. Шпенглер усматривает закономерное динамическое единство в исторических трансформациях
различных культур. Одновременно в каждой культуре наличествуют неповторимые и устойчивые фи-
зиогномические черты, сохраняющиеся на всех этапах, возможность морфологического (поиск универ-
сального) и культурного (выявление уникального) изучения истории.
В начале XX в. на основе культурфилософских установок исследователи стали проводить различие
между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утили-
тарного отношения к миру.
«Вечные» культурфилософские вопросы нашли место и в творчестве русских мыслителей Н. Федо-
това, В. Соловьёва, Н. Бердяева, Д. Мережковского и др. На рубеже двух столетий особую значимость
обретает вопрос о взаимосвязи культуры и истории в свете христианской доктрины. Концепция всемир-
ной истории осмысливается в перспективе достижения свободы в рамках тех или иных национальных
культур. Определённые аспекты противопоставления культуры и цивилизации вошли в культуроборче-
ские темы у Л. Толстого; ещё Н. Данилевский в книге «Россия и Европа» обосновал основополагаю-
щую для всех последующих рассуждений идею, что между формами органической жизни и культурой
можно провести непосредственную аналогию.
В рамках экзистенциализма огромный историко-культурный материал использовал в своих рабо-
тах К. Ясперс, выдвинувший концепцию генезиса великих древних культур, осевого времени и т.д. В
работах французских экзистенциалистов Камю, Сартра, Марселя разрабатывались проблемы противо-
стояния культуры и человека, контркультурных тенденций. Особую остроту приобрела проблема кри-
зиса современной культуры.
Немецкие и французские экзистенциалисты создают свою концепцию современной культуры. На-
пример, немецкий философ Мартин Хайдеггер (1886 – 1976) резко выступает против диктатуры безли-
кости, заставляющей человека подчиняться тем или иным, внешним по отношению к человеку, обстоя-
тельствам. Именно в этом подчинении человека вещам, предметам, расхожим мнениям и заключается,
по мысли Хайдеггера, главная беда западной культуры, ломающей личность, её самобытность. Человек,