ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
дети могут передавать их родителям.
Культура как система знаков, символов, кодов, смыслов. Культура рассматривается как система
коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры – как системы знаков, символов. В культуре
существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тек-
сты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.
Язык культуры
– совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с
помощью которых передаётся культурно-значимая информация.
Культура выступает как знаковая система символов, с помощью которых люди общаются друг с
другом, и общее понимание слов, жестов и других символов облегчает передачу культурного наследия.
Связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной, и поэтому по-
нять знаковые системы можно лишь в соответствии с культурным кодом – системой смыслоразличитель-
ных знаков.
Культура
– это определённое структурно-упорядоченное, но исторически изменчивое единство ос-
новополагающих кодов, которые управляют её языком, схемами восприятия, её ценностями, практиче-
скими видами деятельности и т.п.
Код
– это совокупность знаков и система определённых правил, при помощи которых информация
может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.
Знак
– это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного за-
местителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения,
хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществлённый носитель
образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возмож-
ной передачу информации по техническим каналам связи и её разнообразную – математическую, стати-
стическую, логическую – обработку.
Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к
миру смысла. Культурный код – это то, что позволяет понять преобразование значения в смысл. Все ко-
ды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Код
позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется за-
крытым.
Наиболее универсальной знаковой системой является
язык
.
К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:
–
естественные языки
, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации
(русский, французский, китайский, хинди и т.п.). Естественные языки не имеют автора, они возникают
и развиваются совершенно закономерно и независимо от воли людей, везде, где для этого в историче-
ском развитии народов создались соответствующие условия. Для них характерен непрерывный процесс
изменения, ассимиляции и отмирания. Изменение смысла слов и понятий может быть связано с разно-
образными факторами, в том числе социально-политическими.
Словарный запас человека составляет в среднем 10 – 15 тысяч слов, часть из них – активные, кото-
рые человек использует, часть – пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам;
–
искусственные языки
– это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки
использования. Это совершенно необходимо: повседневная речь многозначна, что недопустимо в науке,
где необходима предельная адекватность восприятия. Научное знание стремится избежать неопреде-
лённости информации, которая может привести к неточностям или даже ошибкам.
К искусственным языкам относятся и языки условных сигналов, например, азбука Морзе, дорожные
знаки;
–
вторичные языки
(вторичные моделирующие системы) – это коммуникационные структуры,
надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).
Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над ним моделей мо-
гут быть определены как вторичные моделирующие системы.
Рассматривая их природу, можно заметить, что сложность структур прямо зависит от сложности
передаваемой в них информации. Так, например, поэтическая речь – структура большей сложности в
сравнении с естественным языком. И если бы объём информации, содержащийся в поэтической речи и
обычной, был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование. Но художест-
венная структура позволяет передать такой объём информации, который совершенно недоступен для
передачи средствами элементарного языка. Пересказывая содержание стиха обычной речью, мы разру-
шаем структуру и, следовательно, доносим совсем не тот объём и качество информации.