Культурологические концепции. Протасова О.Л. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

соблазнам современной цивилизации.
Теории культуры в немецкой философии. Немецкие просветители И. Гердер и В. Гумбольд ут-
верждали, что культура есть господство человека над природой, она является исторической ступенью
совершенствования человечества. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант называл
культурой совершенство разума. Целостность культуры рассматривается с позиций единства культуры
и человека: «человек свободная личность, способная к самоусовершенствованию, приобщённая к сфе-
ре ценностей в культуре как выражению гуманистического своего предназначения» (Кант).
Немецкая философия анализирует невозможность гармонического существования природы и культу-
ры как «второй природы» (по определению Г. Гегеля) и человека. Возникает стремление рассмотреть
культуру как процесс развития духа, в котором противоречия между природой и культурой являются не-
обходимыми и неизбежными. В концепции И. Фихте культура понималась как свобода духа. По мнению
немецкого философа Э. Кассирера, культура символическая вселенная, в которой человек осуществляет
свою жизнедеятельность, культура это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает
свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, искусство, религия, наука и фило-
софия выступают как фазы этого процесса. На этой основе складывается «классическая модель культуры»
с её ориентациями на гуманизм, историзм, рационализм.
Но постклассическая философия разрушает все предыдущие теории культуры: реальная историче-
ская действительность показала невозможность преодоления противоречия между прогрессом общест-
венного развития и гармоническим существованием человека в мире. Развитие культуры и общества
подчиняется не столько разуму человека, сколько страстям, инстинктам, бессознательному иррациона-
лизму.
В работах знаменитого немецкого философа Фридриха Ницше (1844 1900) вопросы соотношения
человека, его воли к власти и существующего мира культуры решаются с позиций пессимизма и ирра-
ционализма. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, онприродное существо, а культу-
ра создана для подавления и порабощения человека. Только благодаря культурным запретам, создан-
ным обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы
и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе или справедливости, которыми спекулирует за-
падная культура. Разоблачая несостоятельность этих иллюзий, мифов, благодаря которым могут суще-
ствовать слабые, больные, никчёмные люди, Ницше сознательно провозглашает свою новую филосо-
фию сверхчеловека. Для этого человека нравственность рассматривается как упадок, запрет на естест-
венные поступки и желания человека, мораль вмешательство разума, который ограничивает стихий-
ные инстинкты человека, и из-за этого человек становится больным существом, отрицающим самого
себя.
Только сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все табу, мешающие ему жить, та-
кой человек осознаёт трагическую красоту нового бытия, он порывает с обществом, реализует свою лич-
ную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога
Диониса. По мнению Ницше, культура обретается только на пути познания как освобождение от приня-
тых ценностей, от иллюзий, которые содержат наука и религия, а человеком движет только воля к жизни.
Противоречия между ценностями культуры и реальными проблемами жизни людей анализировал не-
мецкий социолог Макс Вебер (1864 1920). Он как бы зафиксировал весьма драматическое положение
западного человека, перед которым два мира «небо» идеалов и «земля» эмпирической реальности. С
одной стороны, перед человеком открывается эмпирический мир, не несущий в себе якобы никакого
смысла. Это мир, сформированный с помощью техники и науки, которая также «технична» и принципи-
ально «бессмысленна». С другой стороны, высоко над его головой витает царство идеалаистины, добра
и красоты и прочих ценностей, призванных цементировать здание культуры. Однако это царство не толь-
ко оторвано от земли, но и потрясено внутренними раздорами ценностей, их войной, разразившейся в свя-
зи с переходом их от «иерархии» к «равноправию».
Вот в кратком виде основные идеи теорий культуры IX в.
«Философия жизни» Ф. Ницше. Культура искажает подлинную природу, т.е. жизнь. Люди про-
являют «волю к могуществу» (через интеллектуальные построения человек расширяет своё могущество
и власть; постепенно человеческие понятия заслоняют собой реальную жизнь, становятся враждебны
жизни). Диалектика идей людей, наука это упорядочение мира по своим собственным законам (отда-
ляются от жизни). Искусство вид иллюзии, более близко связанный с жизнью. «Культура тоненькая
кожура над раскалённым хаосом». В IX в. возник «европейский нигилизм», «переоценка всех ценно-
стей», «смерть Бога».
Герменевтика В. Дильтей (1830 1911). Утверждает единство мира культуры, включённость в