Культурология. Протасова О.Л. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Культурология как наука
Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке философии, социологии, психологии
и многих других наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о
сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.
Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культур как специфически
человеческого образа жизни. Культурология рассматривает культуру в её конкретных формах, изучает взаимодействие
элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную
человеческую форму существования.
Среди основных задач культурологии выделяются следующие:
анализ культуры как системы культурных феноменов;
выделение типов связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и культурных единиц;
разрешение проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.
Культурология в нынешнем её видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как
системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и
обществом в целом.
Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных
процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие
возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании,
сохранении и передаче культурных ценностей.
Под культурологией понимают науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в
совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик. К
собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как
целостный объект познания.
Структурно культурологические науки могут быть сгруппированы в три блока:
1) гуманитарно-культуроведческие, осуществляющие в основном описание культурных объектов и их классификацию
по внешним признакам;
2) социально-культурологические, осуществляющие научную систематизацию культурных явлений по их сущностным
признакам и объяснение их генезиса и функций, а также их места в системе других явлений;
3) прикладные культурологические, разрабатывающие технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей.
История мировой культуры органическая и очень важная часть культурологии. Основной целью изучения этого
раздела является ознакомление студенчества с грандиозной историей человеческой культуры, отражающей огромный
творческий потенциал, который заложен как в каждом отдельном человеке, так и в сообществе людей. Изучение курса
истории мировой культуры даёт возможность широко и свободно ориентироваться в вопросах культуры, позволяет
оценивать явления и факты как культуры прошлых лет, так и современности, с точки зрения их креативной сущности. А это,
в свою очередь, должно помочь спасти и культуру, и человека, как её творца и носителя, от тенденций примитивизации,
саморазрушения и уничтожения, поскольку не существует ни культуры вне человека, ни человека вне культуры.
Американский культуролог Л. Уайт, автор термина «культурология», не случайно назвал эту науку новой формой
постижения человека. Это определение можно в полной мере отнести и непосредственно к истории культуры, которая
нагляднейшим образом демонстрирует неиссякаемый потенциал человеческих возможностей, рассматривая путь, который
прошло человечество от первобытной эпохи до современности именно с точки зрения достижений человеческого гения.
Периодизация культурно-исторического процесса отличается от исторической периодизации гораздо большей
гибкостью и разнообразием. В культурологии один хронологический период может включать множество культурно-
исторических эпох. Так, например, историю Древнего мира образуют такие разные по сути культурные образования как:
культура Шумера и Аккада, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, культура Древней Индии и т.д. Если
подходить к существу этих образований с чисто исторической точки зрения, то можно обнаружить немало общего;
культурные же их параметры совершенно различны.
Историческая периодизация, как правило, не фиксирует внимания на самоощущении человека, в равной степени как и
на формах отражения духовного состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в
исторической периодизации Средневековье сменяется Новым временем, минуя эпоху Возрождения, которая хотя и была
«величайшим переворотом в истории», но в области именно духовного самовыражения человека, а не политико-
экономической. Культурно-историческая периодизация отражает состояние культуры, а историческая динамику
общественного развития в целом.
Рассмотрение истории культуры целесообразно вести с точки зрения наиболее существенных философских концепций
развития культуры. Некоторые из них распространяются в равной степени и на историю и применяются при анализе
исторического развития. Это и циклический подход О. Шпенглера, и теория локальных цивилизаций А. Тойнби, и
культурно-исторические типы Н. Данилевского, и теория культурных суперсистем П. Сорокина. Это и периодизация,
предложенная К. Ясперсом. В трудах вышеперечисленных учёных речь идёт об истории, но акцент делается именно на
развитие культуры. Здесь нет описания войн и восстаний, экономических кризисов и политических заговоров.
Историческая периодизация не принимает во внимание и «стилевые» эпохи. Эпоха классицизма, эпоха барокко или
эпоха романтизма, занимавшие в хронологическом отношении крайне незначительное время (всего несколько десятилетий!),
являются существеннейшими, с точки зрения культуры, поскольку ярко отражают эволюцию в человеческом
самовыражении. Учитывая перечисленные выше концепции культурно-исторического развития, можно выделить
следующие подходы к культурно-исторической периодизации:
Н. Данилевский: 10 несвязанных друг с другом культурно-исторических типов, существовавших с точки зрения
временных параметров, как последовательно, так и параллельно;