Культурология. Протасова О.Л. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

20 малочисленных этносов Саяно-Алтайского нагорья в два более крупных народа алтайцев и хакасов). Точно так же
«возникли» такие «новые» крупные (в несколько десятков тысяч человек) этнические группы, зафиксированные переписью
населения 2002 г., как мордва-эрзя и мордва-мокша, восточно-луговые марийцы и горные марийцы, андийцы, цезы и многие
другие.
Существуют и курьёзные факты, связанные с групповой идентичностью. Здесь чувство общности с каким-либо народом
может определяться влиянием литературного произведения или ощущением исторической связи с прошлыми народами. Так,
во время проведения последней переписи населения России были зафиксированы группы-этносы скифов джедаев, эльфов и
хоббитов.
Третий подход к этносу конструктивистский самый поздний, сформировавшийся в 1970 1980-х гг. в ответ на
обострение этнических проблем социально-политической жизни общества. Наибольшее распространение конструктивизм
получил там, где этносы развивались на искусственной почве, не имея естественной укоренённости в Америке, Канаде и
Австралии. Согласно этому подходу, этническое чувство и формируемые в его контексте представления это
искусственный конструкт, создаваемый интеллектуалами писателями, учёными, политиками. Сам же этнос предстаёт как
общность, сформированная не на основе общности происхождения, а на основе представлений о своём происхождении,
истории, основных чертах, психологическом складе.
Учитывая все эти концепции этноса и, с одной стороны, понимая ограниченность их применения «в чистом виде», а, с
другой стороны, осознавая то, что в своих основах они противоречат друг другу, определим этнос как социальную
общность, образуемую на основе культурной самоидентификации, характеристики которой являются результатом
историко-культурных, политических, экономических обстоятельств. Этнос формируется не только и не столько на основе
кровного родства, но на основе представлений об этом родстве, скреплённых символической и культурно-языковой
общностью и порождённых опытом совместного проживания на определённых территориях удобством совместной
хозяйственной деятельности и обороны от соседей.
Этническая культура и этническое самосознание
Существенной особенностью этнического самосознания является подчёркивание, акцентирование генетического
родства представителей определённой этнической группы, а также территориального единства, связанного с обладанием
общей территорией. Подобное восприятие лежит в основе этнической самоидентификации. Важно подчеркнуть следующее:
в рамках этнической культуры этот признак не является доминирующим, и идентификация здесь осуществляется не только
по генетическому родству, но и по представлениям человека и коллектива об этой генетической связи.
Такую же определяющую роль в формировании и цементировании этноса играют вероисповедание и язык. Язык при
этом представляет собой не только наиболее важный инструмент социализации и постижения мира, связанный с внешней
коммуникацией и процессом мышления. Язык, как «материнский язык», становится средством эмоциональной связи с
общиной. Это «материнское» свойство языка придаёт ему характер исключительности в ситуации конкуренции с другими
языками, которая обостряется в период вторичной социализации в том случае, если родной, «материнский» язык не
совпадает с тем, на котором основана доминирующая «высокая культура». Именно поэтому представители этноса часто
идентифицируют себя именно по языку и религии. Это иллюстрирует и тот факт, что содержание понятия «русский»
включает как значение «великоросс», т.е. русский по рождению, по крови, так и «русскоязычный», т.е. принадлежащий
русскому миру. Если же говорить о генетическом факторе, то для этнического самосознания важно, чьим потомком считает
себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле.
Особенности этнической культуры складывались исторически на протяжении весьма длительного времени. Они
определяются условиями функционирования этнических общностей, где минимальной изменяемости социально-
экономических отношений соответствовала существенная инертность информационной среды, отвечавшая задачам
сохранения общественной системы. Эта система стремилась к самовоспроизводству, стабильности, неизменности, так как
информация, заключённая в ней, являлась гарантом выживания первичного коллектива. Традиция здесь, безусловно,
преобладала над новаторством. Новая информация в границах данной системы воспринималась как деструктивная, как
способная уничтожить предшествующий информационный комплекс.
Этим отчасти объясняется закрытость этнической культуры, где одним из проявлений самосознания становится
этноцентризм специфическое свойство всех носителей этнического самосознания (от индивида до социальных
общностей) воспринимать и оценивать жизненные явления, ориентируясь на собственную традицию и выработанные
собственной этнической культурой смыслы, значения и ценности, которые выступают в качестве некоего всеобщего эталона.
Поэтому внутригрупповое общение характеризуется здесь отношениями солидарности перед лицом внешнего мира.
Отношения же межэтнические характеризуются подозрительностью и недоверием, где весь мир разделяется по принципу
«мыони». Конечно, эту составляющую нельзя абсолютизировать, а межэтнические контакты могут быть не только
враждебными, но и дружественными. Связано это, прежде всего, со степенью интенсивности и направленности этих
культурных контактов, развивающихся в конкретных исторических обстоятельствах.
Различия в восприятии собственного этноса и эмоциональность реакций на «своего» и «чужого» влияют на качество
этнической идентификации. В соответствии с этими различиями сегодня принято выделять несколько её типов:
нормальная идентичность, где образ народа воспринимается положительно, но уровень консолидации с ним
зависит от конкретных обстоятельств и может развиваться как в направлении нарастания, так и в направлении угасания;
этноцентрическая идентичность, основанная на традиционализме и изоляционизме, где доминирует
некритическое восприятие собственного этноса как образцового;
этнодоминирующая идентичность, где этническая принадлежность воспринимается как безусловная
доминирующая ценность, а «права народа» признаются выше «прав человека», что сопровождается дискриминационными
установками в отношении иных народностей, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением сохранить
«чистоту этнического генотипа»;