ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
15
3. Социально-критический, философский пафос, психологическая сложность
образа Дон Жуана в пьесе Ж.Б. Мольера.
4. Жанровая сложность пьесы. Нарушение в ней классицистической
тенденции.
Литература
1. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой
комедии. М., 1983.
2. Бордонов Ж. Мольер. Пер. с франц., М., 1983.
3. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера - любое издание романа.
4. Гликман И.Д. Мольер: Критико-биографический очерк. М.; Л.: 1966.
5. История всемирной литературы. В 9-ти томах, Т. 4. М., 1987, с. 146-152.
6. История французской литературы. в 4 -х томах, Т.1., М.-Л., 1946, с. 466-508.
7. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм: Очерки. М., 1968.
Семинар 4
Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
1. Тема «мещанства во дворянстве» в творчестве Мольера («Смешные
жеманницы», «Жорж Данден, или Одураченный муж» и др.).
2. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Смысл ее названия.
3. Характер Журдена и конфликт комедии.
4. Классицистические черты в
характере действующих лиц.
5. Приемы создания комического эффекта. Анализ сцен (разговор с учителями,
описание костюма, столкновение с женой и др.).
6. Элементы комедии положений как средство создания комического эффекта.
Анализ сцен (ссора Люсиль и Клеонта, турецкая церемония, развязка
комедии).
Литература
1. Бояджиев Г.Н. Исторические пути формирования жанра высокой комедии.
М., 1983.
2.
Бордонов Ж. Мольер. Пер. с франц., М., 1983.
3. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера - любое издание романа.
4. Гликман И.Д. Мольер: Критико-биографический очерк. М.; Л.: 1966.
5. История всемирной литературы. В 9-ти томах, Т. 4. М., 1987, с. 146-152.
6. История французской литературы. в 4 -х томах, Т.1., М.-Л., 1946, с. 466-508.
7. Обломиевский Д.Д.
Французский классицизм: Очерки. М., 1968.
Семинар 5
Роман Г.Я.К. Гриммельгаузена «Симплициус Симплициссимус»
1. Основные социально-политические и культурные тенденции Германии в
XVII веке.
2. Творчество Гриммельзгаузена в контексте немецкой литературы XVII века.
16
3. Роман «Симплициссимус» и традиция плутовского романа. Барочные
тенденции романа.
4. Концептуальная сущность образа главного героя.
5. Утопические идеи романа.
Литература
1. История немецкой литературы в 5 т. М., 1963, Т.2.
2. Морозов А.А. «Затейливый Симплициссимус» и его литературная судьба //
Г.Я.К. Гриммельзгаузен. Симплициссимус, БВЛ, серия 1,Т.46, М., 1976.С.5-
20.
3. Морозов А.А. «Симплициссимус» и его автор. Л., 1984.
4. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. М., 1955.
Семинар 6
Сатирическая комедия Р.Б. Шеридана «Школа злословия»
1. Личность и творчество Р.Б. Шеридана в контексте английского
Просвещения.
2. Комедия «Школа злословия» - сатира на светское общество Англии XVIII
века.
3. Антитеза братьев Серфэсов - главный двигатель сюжета комедии.
4. Психологическая глубина в изображении супругов Тизл.
5. Художественное своеобразие «Школы злословия».
Литература
1. Елистратова А.А. Драма 70-80 годов. Шеридан // История всемирной
литературы. В 9-ти томах. М.: Наука, Т.5. 1988, с. 74-76.
2. Шервин О. Шеридан. Пер. с англ. М.: Искусство, 1978.
Семинар 7
Лирика Роберта Бернса
1. Отражение биографических мотивов в стихах Р. Бернса. («Робин», «Моему
незаконнорожденному ребенку», «Прощение» и др.)
2. Художественное своеобразие творчества Бернса. Связь с устным народным
творчеством, отношение к классике.
3. Стихи Бернса о Шотландии, о свободе. («Брюс-шотландец», «Шотландская
слава», «Лучший парень», «Макферсон перед казнью», «Джон Ячменное
зерно» и др.)
4. Образ честного труженика в стихах Бернса. Противопоставление богатства
и бедности. («Честная бедность», «Был честный фермер мой отец», «Мэгги с
мельницы», «Когда кончался сенокос» и др.)
5. Сатирические мотивы в лирике Бернса. («Молитва святоши Вилли», «Сон»,
эпиграммы)