ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
67
"биологизм" подобных рассуждений очевиден и спорен. Соразмерность
преступления и наказания в основе своей базируется на древнейшем принципе
талиона — око за око, зуб за зуб. С тех пор общество стало цивилизованнее. И
единственная мера наказания (во многих государствах), которая по способу
нанесения ущерба преступнику сродни талиону, — это смертная казнь. По
большому счету, наличие или отсутствие смертной казни в законодательстве
государства — только один из признаков благополучия общественных
отношений. Применение смертной казни ради "очищения" общества вряд ли
приведет к его очищению. Это не самоцель, а взвешенный нравственно-правовой
подход к проблеме ограничения преступности. И если эту функцию смертная
казнь не выполняет, то ее надо отменить.
Вопрос об эффективности превенции смертной казни не нов. Один из
родоначальников "социологической школы" в уголовном праве России А.
Кистяковский в своем знаменитом "Исследовании о смертной казни", проведя
статистический анализ преступлений в ряде европейских государств, пришел к
выводу, что введение смертной казни в законодательство только
непродолжительное время положительно сказывается на динамике роста
преступности. При этом следует заметить, что анализируемая Кистяковским
статистика применения смертной казни во второй половине XVIII — первой
половине XIX веке проводилась по странам, в законодательстве которых
смертная казнь назначалась за многие виды преступлений, в том числе и за
политические преступления.
Не случайно и количество смертных казней, назначаемых за разные
преступления, было впечатляющим. Например, с 1748 по 1776 г. в одном округе
Баварии с населением в 174 058 человек "приговорено было к смертной казни 11
000 человек; в течение 4 лет и одного месяца, т. е. с 21 сентября 1792 г. по 25
октября 1795 г. революционные трибуналы во Франции казнили по исчислению
Прудомма 18.613 чел..."[43..160] "в Англии уголовное законодательство
оставалось без перемен до начала XIX века и заключало в себе более 200
смертных преступлений"[43. 199].
Кроме того, А. Кистяковский пришел к выводу, что "в период
государственный 3 рода преступлений: против государства, против религии и
нравственности карались с особой жестокостью..."[43.С.161]. По свидетельству
того же Кистяковского, "в период господства государственной власти ...смертная
казнь определяется, наряду с тяжкими преступлениями, за действия меньшей
важности и даже маловажные. Такой порядок в Европе продолжается почти до
конца XVIII столетия"[43.С.171].
Уменьшение смертных казней наблюдалось в странах, где смертная казнь
вводилась за преступления против жизни и не выносилась за политические,
государственные преступления либо выносилась за единичный состав
политических преступлений. Это — история, которая показывает эффективность
превенции смертной казни. Что касается эффективности применения смертной
казни на современном этапе, то на собственном опыте мы сделать какой-либо
вывод не можем, ибо кратковременная отмена ее в 1947 г. не дает очевидных
"биологизм" подобных рассуждений очевиден и спорен. Соразмерность преступления и наказания в основе своей базируется на древнейшем принципе талиона — око за око, зуб за зуб. С тех пор общество стало цивилизованнее. И единственная мера наказания (во многих государствах), которая по способу нанесения ущерба преступнику сродни талиону, — это смертная казнь. По большому счету, наличие или отсутствие смертной казни в законодательстве государства — только один из признаков благополучия общественных отношений. Применение смертной казни ради "очищения" общества вряд ли приведет к его очищению. Это не самоцель, а взвешенный нравственно-правовой подход к проблеме ограничения преступности. И если эту функцию смертная казнь не выполняет, то ее надо отменить. Вопрос об эффективности превенции смертной казни не нов. Один из родоначальников "социологической школы" в уголовном праве России А. Кистяковский в своем знаменитом "Исследовании о смертной казни", проведя статистический анализ преступлений в ряде европейских государств, пришел к выводу, что введение смертной казни в законодательство только непродолжительное время положительно сказывается на динамике роста преступности. При этом следует заметить, что анализируемая Кистяковским статистика применения смертной казни во второй половине XVIII — первой половине XIX веке проводилась по странам, в законодательстве которых смертная казнь назначалась за многие виды преступлений, в том числе и за политические преступления. Не случайно и количество смертных казней, назначаемых за разные преступления, было впечатляющим. Например, с 1748 по 1776 г. в одном округе Баварии с населением в 174 058 человек "приговорено было к смертной казни 11 000 человек; в течение 4 лет и одного месяца, т. е. с 21 сентября 1792 г. по 25 октября 1795 г. революционные трибуналы во Франции казнили по исчислению Прудомма 18.613 чел..."[43..160] "в Англии уголовное законодательство оставалось без перемен до начала XIX века и заключало в себе более 200 смертных преступлений"[43. 199]. Кроме того, А. Кистяковский пришел к выводу, что "в период государственный 3 рода преступлений: против государства, против религии и нравственности карались с особой жестокостью..."[43.С.161]. По свидетельству того же Кистяковского, "в период господства государственной власти ...смертная казнь определяется, наряду с тяжкими преступлениями, за действия меньшей важности и даже маловажные. Такой порядок в Европе продолжается почти до конца XVIII столетия"[43.С.171]. Уменьшение смертных казней наблюдалось в странах, где смертная казнь вводилась за преступления против жизни и не выносилась за политические, государственные преступления либо выносилась за единичный состав политических преступлений. Это — история, которая показывает эффективность превенции смертной казни. Что касается эффективности применения смертной казни на современном этапе, то на собственном опыте мы сделать какой-либо вывод не можем, ибо кратковременная отмена ее в 1947 г. не дает очевидных 67
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- …
- следующая ›
- последняя »