ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
При нулевой семантической оппозиции синонимы тождественны в денотативном
значении, хотя и могут различаться стилистически (Смотрю в глаза, как в зеркало живое.
Где ж вы, где ж вы, очи карие? Очаровательные глазки, очаровали вы меня), что обычно
подчеркивается в отсылочных и отождествляющих словарных толкованиях, иногда со
стилистическими или экспрессивными пометами типа: ОЧИ — высок., поэтич. То же, что
глаза. ГЛАЗКИ — разг., ласк. к глаза. ГЛЯДЕЛКИ — прост. То же, что глаза (Гляделки
отверни!). ГЛАЗЕНАПЫ — прост., неодобрит. или шутл. То же, что глаза. (Глазенапы
мои).
В эквиполентной семантической оппозиции находятся синонимы, отличающиеся
периферийной семой: ГЛАЗИЩА — большие глаза (Ну и глазища! Как блюдца.)
БУРКАЛЫ — неодобрит., прост. Невыразительные или вытаращенные глаза (Не глаза, а
буркалы какие-то).
Формальная оппозиция у синонимов обычно дизъюнктивная (разные по звучанию
слова: ГЛАЗА — ОЧИ), но возможна и эквиполентная (частично совпадают в звучании) у
однокорневых синонимов: ГЛАЗА — ГЛАЗКИ.
В связи с этим выделяются и разные типы синонимов (по смыслу или по форме).
По смыслу выделяют следующие типы синонимов: полные (абсолютные) и
неполные. Абсолютные (полные) синонимы, или дублеты
(ничем не различающиеся,
полностью взаимозаменяемые) встречаются редко, в основном в области терминологии
(СЛОВО, ЛЕКСЕМА; ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЛИНГВИСТИКА). Обычно же синонимы всегда
чем-либо различаются: стилистической или экспрессивной окраской (коннотациями),
оттенками лексического (денотативного) значения (периферийной семой), сочетаемостью и
т.п. В этом случае можно уже говорить о неполной синонимии (хотя она не всеми
понимается одинаково). Неполные синонимы, в свою очередь, подразделяются на
подтипы в зависимости от того, чем различаются:
А) Стилистические синонимы
различаются только стилистической окраской.
Например: ГЛАЗА, ОЧИ, высок. (И впился комар как раз тетке прямо в правый глаз. Но
жалеет он очей старой бабушки своей.); АРХИТЕРТОР, ЗОДЧИЙ (высок.); СПАТЬ,
ПОЧИВАТЬ (высок.), ДРЫХНУТЬ (снижен.).
Б) Экспрессивные синонимы различаются экспрессивно-оценочной окраской,
Например: ГЛАЗА, ГЛЯДЕЛКИ, БУРКАЛЫ. Первое слово выполняет только
номинативную функцию: называет орган зрения и не содержит коннотаций. Второе служит
еще и выражением пренебрежительно-презрительного отношения к предмету речи. Третье
содержит еще и определенную негативную оценку: так можно назвать лишь
маловыразительные глаза (Где синие очи? Повыцвели буркалы! А.Вознесениский
).
Экспрессивная окраска обычно совмещается со стилистической (т.к. за счет нее
снижается или повышается и стиль употребления), поэтому данные подгруппы обычно
рассматриваются вместе как экспрессивно-стилистические синонимы. Например: ГОЛОВА,
ГЛАВА (высок.), ГОЛОВУШКА (нар.-поэт.), ГОЛОВКА (ум.-ласк., разг.), БАШКА
(прост., груб.), КОТЕЛОК (презрит., прост.), ТЫКВА (груб., прост.). В нашем примере
таковыми оказываются все синонимы приведенного ряда.
В) Смысловые
(понятийные, идеографические, семантические, оттеночные)
синонимы различаются оттенками смысла: МОЛОДОСТЬ (В наши дни молодость можно
продлить до сорока лет и старше — молодое, свежее состояние организма) — ЮНОСТЬ
(Вот и кончилась юность моя — период жизни между детством и взрослостью). Ср. также:
БУРЛИТЬ, КЛОКОТАТЬ, БУШЕВАТЬ; НЕКРАСИВЫЙ, БЕЗОБРАЗНЫЙ и мн. др.
Различия между синонимами обусловлены, таким образом, разными функциями,
которые они выполняют в речи: функцию замещения (Лексемы СПАТЬ и ПОЧИВАТЬ по
смыслу идентичны, такие слова называют синонимами), уточнения, или градации (Сияло
солнце, блестела
трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала роса. М. Горький), или
экспрессивно-стилистической окраски (Я думал — ты всесильный божище
, а ты
недоучка, крохотный божик. В. Маяковский; Сквозь легкое лицо проступит лик.
При нулевой семантической оппозиции синонимы тождественны в денотативном значении, хотя и могут различаться стилистически (Смотрю в глаза, как в зеркало живое. Где ж вы, где ж вы, очи карие? Очаровательные глазки, очаровали вы меня), что обычно подчеркивается в отсылочных и отождествляющих словарных толкованиях, иногда со стилистическими или экспрессивными пометами типа: ОЧИ — высок., поэтич. То же, что глаза. ГЛАЗКИ — разг., ласк. к глаза. ГЛЯДЕЛКИ — прост. То же, что глаза (Гляделки отверни!). ГЛАЗЕНАПЫ — прост., неодобрит. или шутл. То же, что глаза. (Глазенапы мои). В эквиполентной семантической оппозиции находятся синонимы, отличающиеся периферийной семой: ГЛАЗИЩА — большие глаза (Ну и глазища! Как блюдца.) БУРКАЛЫ — неодобрит., прост. Невыразительные или вытаращенные глаза (Не глаза, а буркалы какие-то). Формальная оппозиция у синонимов обычно дизъюнктивная (разные по звучанию слова: ГЛАЗА — ОЧИ), но возможна и эквиполентная (частично совпадают в звучании) у однокорневых синонимов: ГЛАЗА — ГЛАЗКИ. В связи с этим выделяются и разные типы синонимов (по смыслу или по форме). По смыслу выделяют следующие типы синонимов: полные (абсолютные) и неполные. Абсолютные (полные) синонимы, или дублеты (ничем не различающиеся, полностью взаимозаменяемые) встречаются редко, в основном в области терминологии (СЛОВО, ЛЕКСЕМА; ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЛИНГВИСТИКА). Обычно же синонимы всегда чем-либо различаются: стилистической или экспрессивной окраской (коннотациями), оттенками лексического (денотативного) значения (периферийной семой), сочетаемостью и т.п. В этом случае можно уже говорить о неполной синонимии (хотя она не всеми понимается одинаково). Неполные синонимы, в свою очередь, подразделяются на подтипы в зависимости от того, чем различаются: А) Стилистические синонимы различаются только стилистической окраской. Например: ГЛАЗА, ОЧИ, высок. (И впился комар как раз тетке прямо в правый глаз. Но жалеет он очей старой бабушки своей.); АРХИТЕРТОР, ЗОДЧИЙ (высок.); СПАТЬ, ПОЧИВАТЬ (высок.), ДРЫХНУТЬ (снижен.). Б) Экспрессивные синонимы различаются экспрессивно-оценочной окраской, Например: ГЛАЗА, ГЛЯДЕЛКИ, БУРКАЛЫ. Первое слово выполняет только номинативную функцию: называет орган зрения и не содержит коннотаций. Второе служит еще и выражением пренебрежительно-презрительного отношения к предмету речи. Третье содержит еще и определенную негативную оценку: так можно назвать лишь маловыразительные глаза (Где синие очи? Повыцвели буркалы! А.Вознесениский). Экспрессивная окраска обычно совмещается со стилистической (т.к. за счет нее снижается или повышается и стиль употребления), поэтому данные подгруппы обычно рассматриваются вместе как экспрессивно-стилистические синонимы. Например: ГОЛОВА, ГЛАВА (высок.), ГОЛОВУШКА (нар.-поэт.), ГОЛОВКА (ум.-ласк., разг.), БАШКА (прост., груб.), КОТЕЛОК (презрит., прост.), ТЫКВА (груб., прост.). В нашем примере таковыми оказываются все синонимы приведенного ряда. В) Смысловые (понятийные, идеографические, семантические, оттеночные) синонимы различаются оттенками смысла: МОЛОДОСТЬ (В наши дни молодость можно продлить до сорока лет и старше — молодое, свежее состояние организма) — ЮНОСТЬ (Вот и кончилась юность моя — период жизни между детством и взрослостью). Ср. также: БУРЛИТЬ, КЛОКОТАТЬ, БУШЕВАТЬ; НЕКРАСИВЫЙ, БЕЗОБРАЗНЫЙ и мн. др. Различия между синонимами обусловлены, таким образом, разными функциями, которые они выполняют в речи: функцию замещения (Лексемы СПАТЬ и ПОЧИВАТЬ по смыслу идентичны, такие слова называют синонимами), уточнения, или градации (Сияло солнце, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала роса. М. Горький), или экспрессивно-стилистической окраски (Я думал — ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. В. Маяковский; Сквозь легкое лицо проступит лик.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- …
- следующая ›
- последняя »