Диалог как основа человеческого существования - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
пределы анализа лишь общественных отношений, наиболее популярных в это
время, на уровень осмысления человеческого существования. Среди них,
безусловно, идеи М.М. Бахтина, с которыми студенты уже знакомы.
Рассматривая бытие как нравственную реальность, он все-таки больше
интересуется экзистенциализмом, а не онтологией как таковой. Относясь к
субъективному как к реальному, Л.
С. Выготский тем самым пытался проникнуть
в онтологические проблемы. В целом его работы можно рассматривать как
теоретико-методологический эксперимент, направленный на поиск новой
целостной душевной жизни или психической реальности. При этом
Л.С. Выготский в своих исканиях шел от культурного смыслового образа этой
реальности и пытался по-своему наполнить его конкретным
содержанием.
При изучении данного раздела отмечается, что ближе всех к решению
онтологических проблем подошел С.Л. Рубинштейн. Ассимилируя идеи
Аристотеля, Платона, Гегеля, Канта, экзистенциалистов и К. Маркса в том числе,
он разработал философскую парадигму, интегрирующую онтологию и
философскую антропологию. Особенно четко она прослеживается в не
завершенном по форме, но законченном
по содержанию его труде «Человек и
мир». В отличие от распространившегося в советской психологии понятия
деятельности преимущественно как предметной, преобразующей материальный
мир, С.Л. Рубинштейн раскрывает способность человеческих поступков
изменять объективное в жизни, в человеческих отношениях, составляющих ее
важнейшее содержание. Этим и осуществляется онтологизация человека, его
сознания, его духовности как
объективно решающей силы. Действенность
субъектаэто не только его действия по преобразованию окружающего мира, но
и преобразования и построения своей сущности в процессе взаимодействия с
жизнью, людьми, обществом и жизнью в целом, как адекватной этой сущности.
Принципу детерминизма в его трактовке свойственна та же иерархичность,