Диалог как основа человеческого существования - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
стране сопровождались и поиском новых научных ориентиров психологии и
пересмотром традиционных понятий и концепций. Конец ХХ столетия и начало
ХХI ознаменовался переходом отечественной психологии к неодеятельностной
неклассической парадигме мышления. Это породило интерес и к ценностно-
смысловой проблематике, а также к пересмотру принципов и понятий советской
психологии (деятельности, субъекта, сознания и др
.). Стали подниматься и
проблемы, связанные с человеческим существованием и со смыслом жизни.
Однако в отличие от гуманистической психологии и идей С.Л. Рубинштейна,
чаще всего эта линия анализа брала за отправную точку не философские учения,
а психологические теории и понятия. Поэтому и ценности и смыслы стали
«дробиться», объясняться, а не
описываться, а существование человека
представлялось как продолжение его деятельности. Так, например, В.Е. Клочко,
разрабатывая теорию психологических систем, где «мир человека» есть особое
«онтологическое пространство», многомерное и уникальное для каждого
человека, отмечает, что собственно психологическая онтология порождается не
человеком, а целостной психологической системой, центром которой является
человек. Тем самым центральным
является не онтология, а психология, не
Бытие, наполненное смыслами, из которых человек может черпать свой
собственный смысл жизни, а индивидуальная целостная системачеловек.
Еще одна линия анализа бытия в настоящее время связана с понятием
субъекта, его бытийных характеристик. Например, В.В. Знаков считает, что
одним из вариантов новой методологии понимания
человеческого бытия
является психология субъекта, так как категория «субъект» в российской
психологической науке играет системообразующую роль. С появлением
постнеклассической парадигмы, по мнению автора, возникла психология
человеческого бытия как сторона психологии субъекта, расширяющая
ценностно-смысловые контексты, в которые включались классические