Диалог как основа человеческого существования - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
многоуровневость, которая присуща самому бытию. При этом он рассматривал
действование причины внутри ее самой, что, наш взгляд, является аналогом
принципа самодетерминизма, предлагаемого гуманистической психологией. В
целом С.Л. Рубинштейн объединяет принцип детерминизма и деятельности с
принципом развития, который также связывает с разными уровнями организации
бытия.
Отличается от других советских психологов и
взгляд С.Л. Рубинштейна на
личность. Понятие «субъект» у него превращается в философско-
антропологическую категорию, связанную со становлением человечества,
духовности, сознательности человека. По существу, введя в обиход советской
психологии понятие субъекта, он отмечает, что в онтологическом плане
понятие «субъект» употребляется им не только по отношению к человеку, так
как обозначает
специфический способ организации, сущность, субстанцию,
определенность, сохраняющуюся в процессе изменения и развития.
Таким образом, внимание студентов обращается на то, что основой
философско-антропологического подхода С.Л. Рубинштейна является, с одной
стороны, бытие как таковое (его характеристика, уровни). С другой стороны,
рассмотрение человека внутри бытия. Тем самым он совершает такой же путь
научного синтеза, как и гуманистическая психология: от онтологии и
философской антропологии к психологии Бытия. Поэтому неслучайно, что поиск
смысла жизни задается самой жизнью человека, его общением с другими
людьми.
Эти идеи С.Л. Рубинштейна не были по достоинству оценены советскими
психологами. Студентам предлагается проанализировать причины этого. Одна из
причин приоритет
рассмотрения деятельности преимущественно как
предметной, трудовой, что не позволяло советской психологии подняться до
высот осмысления человеческого Бытия. Изменения общественной ситуации в