Диалог как основа человеческого существования - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
неслучайно, как раз и связано с тем, что диалог наиболее адекватный способ со-
бытия личностей, то есть нравственное общение. Любое нарушение
диалогичности представляет собой и нарушение самих устоев нравственности.
Внимание студентов обращается на то, что во многом благодаря
распространению идей М. Бахтина в отечественную науку вернулась и идея о
внутреннем
диалоге. Возникновение внутреннего диалога предполагает
инобытие одного человека в другом. Такая форма активного идеального
присутствия человека в жизни других людей, продолженность человека в
человеке, бытие кого-либо в другом и для другого предполагает
соответствующее психологическое строение жизненного мира человека, который
может быть представлен в виде эллипса, имеющего несколько фокусов: Я и
Другие во мне. Признание того, что в личности существуют определенные
структуры, представляющие собой «генерализованного другого», группы в
целом, характерно для многих исследователей. То есть единый субъект может
выступать как некий внутренний микросоциум. Однако, определяющим здесь,
как указывал еще М.Бахтин, является не наличие двух или нескольких
собеседников, а более существенный
моментналичие двух или нескольких
полноценных пониманий, несводимых одной к другой смысловых позиций,
олицетворением которой и выступают эти Другие.
Таким образом, внутренний диалогособая специфическая форма
субъект-субъектного взаимодействия. Студентам объясняется, что признание
этого существенным образом изменяет представление о человеке как субъекте
общения, так как коммуникативная функция имеет не только внешнюю
, но и
внутреннюю речь. При наличии внутреннего диалога взаимодействие с другим
превращается из дискретного в процесс практически непрерывный. При этом
преодолевается пространственно-временная ограниченность реального
взаимодействия, а также преодолевается ограниченность социальной аудитории,