Диалог как основа человеческого существования - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

26
Выделяемые им условия (и одновременно критерии) во многом совпадают с
представлениями экзистенциального крыла гуманистической психологии.
Описание развития через отношения с другим (отношение к другому человеку
как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные
потенции рода «человека»); способность к самоотдаче и любви, как способу
реализаций этого отношения; творческость, целетворящий характер
жизнедеятельности и т.д., показывают, по существу, рассмотрение человека в
диалоге. Пожалуй, даже более глубоком, потому что он основывается на
христианской нравственности. Отсюдаакцент на самоотдаче, ответственности
перед прошлыми и будущими поколениями, вера в осуществимость
намеченного; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни,
приобретение родовой сущности.
Внимание студентов обращается
и на различия в представлениях об одних
и тех же процессах и явлениях в гуманистической и отечественной психологии
(Ф.Г. Майленова, 1995; Л.А. Петровская, 2000 и др.). Например, Л.А. Петровская
(Петровская, Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений
оказания психологической помощи [Текст] / Л.А. Петровская // Социальная
психология
в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 438-
453) считает, что одним из существенных показателей компетентного зрелого
общения является гибкость в адекватной смене психологических позиций
(пристройки свысока, наравне, снизу и отстраненная позиция). За позицией
равенства (диалогом) она оставляет стратегическую направленность контакта, но
с обязательным набором всех остальных. Соглашаясь с тем, что в
психологическом понимании природы общения можно выделить крайние
позиции (бихевиористскуюэквивалент компетентности и гуманистическую,
связанную с ценностным потенциалом личности), она пишет, что нельзя
говорить об единственно правильной линии поведения в конкретной ситуации.