Философская антропология. Сакутин В.А - 17 стр.

UptoLike

17
Семинар 7. Проблема одиночества
1. Постановка проблемы.
Что есть одиночество? Какими быть критерии артикуляции проблемы?
Каковы философские основания прояснения смысла одиночества в
«философии диалога» М. Бубера? Почему именно XX век, по словам Бубера,
породил «невиданное по своим масштабам слияние социальной и космиче-
ской бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении беспримерного
одиночества. Личность чувствует себя одновременно и подкидышем приро-
ды, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изго-
ем посреди шумного человеческого мира»?
Что представляют собой различенные М. Бубером «эпохи обустроен-
ности» и «эпохи бездомности» в истории человечества?
2. Научная и философская концептуализации проблемы.
Почему научная концептуализация проблемы одиночества дает множе-
ственные интерпретации, еще более фрагментирующие человеческое суще-
ствование?
Как осуществляется постановка проблемы одиночества в философии?
Какие концептуальные подходы реализовались в следующих философ-
ских интерпретациях проблемы одиночества: «абсолютная субъективность
как безуспешная ностальгия по целому», «ностальгия по актуализации себя
как потенциально бесконечного» и «ностальгии быть повсюду дома в сило-
вом самораскрывающемся бытии»?
3. Одиночество как со-стояние духа.
Как ситуация несоизмеримости человека и Вселенной воплощается в
экзистенциальном пространстве человека?
Почему одиночество открывается нам как условие возможности тех со-
стояний, которые оказываются для человека сущностно необходимыми (на-
пример, условие возможности любви)?
Если, по словам Б. Паскаля, несоизмеримость человека со Вселенной
означает, что «...Был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека,
и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка», то как
возможно вернуть соразмерность?
Что в этом контексте может означать древнегреческая формула «Все в
Одном»?
Список литературы:
1. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. С. 267, 273, 283.
2. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
3. Иванов В. Наш язык // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. С. 354
361.
4. Перлман Д. и Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству / Ла-
биринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е.
Покровского. М.: Прогресс, 1989.- С. 152-169.
                   Семинар 7. Проблема одиночества

1. Постановка проблемы.
      Что есть одиночество? Какими быть критерии артикуляции проблемы?
      Каковы философские основания прояснения смысла одиночества в
«философии диалога» М. Бубера? Почему именно XX век, по словам Бубера,
породил «невиданное по своим масштабам слияние социальной и космиче-
ской бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении беспримерного
одиночества. Личность чувствует себя одновременно и подкидышем приро-
ды, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изго-
ем посреди шумного человеческого мира»?
      Что представляют собой различенные М. Бубером «эпохи обустроен-
ности» и «эпохи бездомности» в истории человечества?
2. Научная и философская концептуализации проблемы.
      Почему научная концептуализация проблемы одиночества дает множе-
ственные интерпретации, еще более фрагментирующие человеческое суще-
ствование?
      Как осуществляется постановка проблемы одиночества в философии?
      Какие концептуальные подходы реализовались в следующих философ-
ских интерпретациях проблемы одиночества: «абсолютная субъективность
как безуспешная ностальгия по целому», «ностальгия по актуализации себя
как потенциально бесконечного» и «ностальгии быть повсюду дома в сило-
вом самораскрывающемся бытии»?
3. Одиночество как со-стояние духа.
      Как ситуация несоизмеримости человека и Вселенной воплощается в
экзистенциальном пространстве человека?
      Почему одиночество открывается нам как условие возможности тех со-
стояний, которые оказываются для человека сущностно необходимыми (на-
пример, условие возможности любви)?
      Если, по словам Б. Паскаля, несоизмеримость человека со Вселенной
означает, что «...Был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека,
и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка», то как
возможно вернуть соразмерность?
      Что в этом контексте может означать древнегреческая формула «Все в
Одном»?

                          Список литературы:

  1. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. С. 267, 273, 283.
  2. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
  3. Иванов В. Наш язык // Вехи. Из глубины. – М.: Правда, 1991. – С. 354 –
     361.
  4. Перлман Д. и Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству / Ла-
     биринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е.
     Покровского. – М.: Прогресс, 1989.- С. 152-169.
                                    17