Русский язык и культура речи. Саломатина М.C - 12 стр.

UptoLike

Рубрика: 

12
орализация общения , диалогизация общения , плюрализация общения ,
персонификация общения .
Орализация общения проявляется в значительном возрастании роли
устной речи, расширении ее функций, увеличении удельного веса в
общении и повышении значимости устной речи как формы существования
языка .
Диалогизация общения проявляется в увеличении удельного веса
диалога в общении, повышении роли диалога в процессе коммуникации,
развитии новых видов и форм диалога , расширении потребности общества
в диалоге, формировании новых правил диалогического общения ,
увеличении общественной эффективности диалогического общения по
сравнению с монологическим.
Плюрализация общения проявляется в формировании традиции
сосуществования разных точек зрения при обсуждении той или иной
проблемы. Персонификация общения заключается в росте индивидуальной
неповторимости речи разных людей, в формировании непохожести
выражения и оформления сходных идей и мыслей разными людьми.
В общественном сознании произошла либерализация понятия языковой
нормы, норм культуры речи, в результате чего значительно расширился
круг допускаемых общественным мнением отклонений от языковых норм .
Это обусловливает необходимость принятия мер по поддержке языковых
норм и норм культуры речи.
В стилистической системе русского языка образуется новая
функционально-стилистическая подсистема - общенациональный сленг,
занимающий место между разговорной и сниженной лексикой.
2. Культура речи и культура общения
Каждый день, общаясь с людьми, мы определенным образом проявляем
себя . То, как человек выражает себя в своей речи в процессе общения с
другими людьми, называется языковой личностью . Таким образом ,
языковая личность это личность, выраженная в языке. С понятием
языковой личности тесно связано понятие языкового паспорта. Языковой
паспорт - это та информация , которую человек «автоматически»,
бессознательно передает о себе , когда он говорит. Это информация ,
«сообщаемая» человеком о его поле, возрасте, откуда он родом из
города или деревни, насколько он эмоционален , его физическое состояние
(бодр или устал), что он делает в момент речи (ест , движется ,
приближается , удаляется или стоит на месте и т.д.).
В зависимости от владения тем или иным типом речевой культуры
языковые личности делятся на элитарные, среднелитературные,
литературно-разговорные и фамильярно-разговорные, а также жаргонные
и просторечные. Концепция типов речевой культуры разработана
профессором О. Б. Сиротининой.
                                            12
ора лиза ция общ ен ия , д иа логиза ция общ ен ия , п лю ра лиза ция общ ен ия ,
п ерсон иф ика ция общ ен ия .
   Ора лиза ция общ ен ия п роя вля ет ся в зн а чит ельн ом возра ст а н ии роли
у ст н ой речи, ра сш ирен ии ее ф у н кций, у величен ии у д ельн ого веса в
общ ен ии и п овыш ен ии зн а чим ост и у ст н ойречи ка к ф орм ы су щ ест вова н ия
я зыка .
   Диа логиза ция общ ен ия п роя вля ет ся в у величен ии у д ельн ого веса
д иа лога в общ ен ии, п овыш ен ии роли д иа лога в п роцессе ком м у н ика ции,
ра звитии н овых вид ов и ф орм д иа лога , ра сш ирен ии п от ребн ости общ ест ва
в д иа логе, ф орм ирова н ии н овых п ра вил д иа логического общ ен ия ,
у величен ии общ ествен н ой эф ф ект ивн ост и д иа логического общ ен ия п о
сра вн ен ию с м он ологическим .
   П лю ра лиза ция общ ен ия п роя вля ет ся в ф орм ирова н ии тра д иции
сосу щ ест вова н ия ра зн ых точек зрен ия п ри обсу ж д ен ии т ой или ин ой
п роблем ы. П ерсон иф ика ция общ ен ия за клю ча ет ся в росте ин д ивид у а льн ой
н еп овторим ост и речи ра зн ых лю д ей, в ф орм ирова н ии н еп ох ож ести
выра ж ен ия и оф орм лен ия сх од н ых ид ейи м ыслей ра зн ым и лю д ьм и.
   В общ ест вен н ом созн а н ии п роизош ла либера лиза ция п он я т ия я зыковой
н орм ы, н орм ку льт у ры речи, в резу льт а т е чего зн а чит ельн о ра сш ирился
кру г д оп у ска ем ых общ ест вен н ым м н ен ием от клон ен ийот я зыковых н орм .
Э то обу словлива ет н еобх од им ост ь п рин я т ия м ер п о п од д ерж ке я зыковых
н орм и н орм ку льт у ры речи.
   В ст илистической сист ем е ру сского я зыка обра зу ется н ова я
ф у н кцион а льн о-ст илист ическа я п од сист ем а - общ ен а цион а льн ый слен г,
за н им а ю щ ийм есто м еж д у ра зговорн ойи сн иж ен н ойлексикой.

                      2. К ул ь т ураре чи и к ул ь т ураобщ е ния

   Ка ж д ыйд ен ь, общ а я сь с лю д ьм и, м ы оп ред елен н ым обра зом п роя вля ем
себя . Т о, ка к человек выра ж а ет себя в своейречи в п роцессе общ ен ия с
д ру гим и лю д ьм и, н а зыва ет ся язы к о в о й ли чно с тью . Т а ким обра зом ,
я зыкова я личн ост ь – это личн ост ь, выра ж ен н а я в я зыке. С п он я тием
я зыковойличн ост и т есн о свя за н о п он я т ие я зыкового п а сп орт а . Я зы к о в о й
па с по рт - эт о т а ин ф орм а ция , кот ору ю человек «а вт ом а тически»,
бессозн а тельн о п еред а ет о себе, когд а он говорит. Э то ин ф орм а ция ,
«сообщ а ем а я » человеком о его п оле, возра ст е, от ку д а он род ом – из
город а или д еревн и, н а сколько он эм оцион а лен , его ф изическое сост оя н ие
(бод р или у ст а л), чт о он д ела ет в м ом ен т речи (ест , д виж ется ,
п риближ а ет ся , у д а ля ет ся или стоит н а м есте и т.д .).
   В за висим ости от вла д ен ия т ем или ин ым т ип ом речевой ку льт у ры
я зыковые личн ост и д еля т ся н а элита рн ые, сред н елит ера т у рн ые,
литера т у рн о-ра зговорн ые и ф а м илья рн о-ра зговорн ые, а т а кж е ж а ргон н ые
и п росторечн ые. Кон цеп ция тип ов речевой ку льт у ры ра зра бота н а
п роф ессором О. Б. С иротин ин ой.