Техника рисунка. Самойлов Ю.К. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

7
4. Линияколыбель рисунка
Итак, линияоснова всех видов искусства. Посредством линии строится рисунок
изображение, выполненное различными изобразительными материалами. Рисунок важен не
только в произведениях искусства, он находит применение в различных видах деятельности
человека. Линия же является началом рисунка. Линия может быть выполнена карандашом
на бумаге, картоне, холсте, стеклографом на стекле, углём на стене, острым предметом на
стене пещеры, на глиняной посуде. Линия вспомогательная, помогающая построить рисунок,
может быть плоской невыразительной. Такая линия лишь помогает определить размещение
рисунка на листе, передать основные пропорции, обозначить общий контур. Но линия может
быть и живой, подвижной, призывающей к действию, динамичной, подчёркивающей
определённые черты и качества, характер изображаемого, передающей объёмно-
пространственное положение предмета. Уже в линейном рисунке при помощи живописной
линии можно передать иллюзию объёма, пространства, движение. Сочетание линий в
определённом порядке составляет рисунок. Рисунок может быть выполнен графическими
средствами и выложен проволокой в ювелирном украшении, сплетён из лозы, лыка, выкован
из металла, но всюду присутствие линии.
Линия в зависимости от рисунка имеет свой характер. Линия с равномерным нажимом
лежит на плоскости листа и параллельна картинной плоскости. Однообразная жёсткая с
сильным нажимом линия не способствует передаче глубины пространства и объёма
предметов. В качестве вспомогательной, поисковой линии для размещения рисунка на листе,
наброска общего контура, обозначения пропорций возможно применение линии слабого
тона, но и в этом случае линия должна быть пространственной уже в наброске.
Пространственная линия подчёркивает форму предмета, его положение в пространстве. Она
то усиливается, то ослабевает и исчезает и появляется вновь, заставляя рисунок жить,
дышать, двигаться. Пространственная линия как бы прорывает плоскость листа и влечёт
зрителя в глубину изображения, в пространство. Средствами рисунка можно на плоскости
листа создать иллюзию объёма, глубины, пространства, материальности (фактуры)
предмета. В рисунке можно не только зафиксировать тот или иной момент, факт
существования, но и передать покой и движение. Рисунок помогает в изучении
окружающего мира, натуры. Помогает постичь секреты изображения объёмных предметов
на картинной плоскости. Даёт возможность воспроизвести жизненные наблюдения и
воплотить в художественном произведении фантастические идеи и сюжеты.
Овладение знаниями и навыками в рисунке неразрывно связано с глубоким изучением
и осмыслением окружающей действительности, c художественным языком, техниками и
материалами: карандаш, уголь, сепия, сангина, соус и др. Основой же любого произведения
искусства является композиция. Выбор размера и размещение рисунка на листе,
композиционное решение рисунка, определение и выделение композиционного центра. У
композиции свои законы, сложившиеся в процессе художественной практики. Картинная
плоскость, вытянутая по горизонтали помимо нашей воли рассматривается слева направо и
наоборот. Вертикальное расположение направляет движение глаза сверху вниз или снизу
вверх. Положение картинной плоскости и расположение рисунка на ней задаётся линией.
Линии в рисунке должны соответствовать художественному замыслу и подчёркивать
движение изображаемой натуры, явления, события.
Линии могут быть в рисунке различными по длине и форме, интенсивности и
назначению. Короткие линии штрихи составляют основу тонового пятна, при помощи
которого в рисунке передаются объём, пространство, фактура, динамика и пластика
изображаемого. В любом случае линия должна лежать в плоскости и задавать ей