Современный роман США (часть 2). Савченко А.Л. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
Если Биггера все ненавидят, и он ненавидит всех, то Руфус,
напротив, пользуется любовью окружающих, прежде всего из-за своего
музыкального дара. Если герой Р. Эллисона невидим, то болдуиновский
персонаж у всех на виду. Но Руфус имеет огромный недостаток в глазах
писателяон не обладает способностью понимать людей. У него есть
белая
возлюбленная Леона, ради него оставившая своего мужа. Однако
Руфус в силу особенностей своего характера не приносит ей счастья,
терзает ее своими переживаниями и доводит до психиатрической
больницы.
Мучимый раскаянием и будучи отчужденным от людей не столько
из-за цвета кожи, сколько из-за необузданности своего нрава, герой
пытается смягчить одиночество
в компании своего белого друга
Вивальдо, но это не приносит ему желанного душевного равновесия.
Так и не обретя точку опоры хотя бы в одном близком человеке, Руфус
кончает жизнь самоубийством: проклиная белого Бога, он бросается в
черный Гудзон.
В этом романе акцент переносится не на социальный компонент
расового конфликта, который все
же присутствует где-то на заднем
плане, а на проблемы общечеловеческого существования. Д. Болдуин
пытается проникнуть в глубины человеческого сознания, показывая
страх Руфуса попасть в «другую страну» – в зону естественного
жизненного опыта человека. Так читателю открывается один пласт
значения названия книги Д. Болдуинадля Руфуса естественные
человеческие эмоции и отношения – «
другая», непонятная страна.
Но есть и иной смысл заглавия романа: «черный» опыт для белого
тоже «другая планета», которую они понять не могут. Так, Вивальдо
испытывает к Руфусу не только уважение, но и сексуальную
привязанность, что очень затрудняет понимание между этими
персонажами, да и Вивальдо, так же как и его друг, несчастлив
.
Таким образом, Д. Болдуин переносит конфликт в сексуальную
сферу, вовлекая в него и сестру Руфуса, полюбившую белого, но и она
не обретает радости жизни.
«Другая страна» – страна эмоционального и сексуального опыта,
в которой, однако, по мысли писателя, не бывают счастливыми ни
черные, ни белые, ибо все они некоммуникабельны, не умеют
найти
понимания между людьми с разным цветом кожи, и даже в любви
только мучаются и страдают.
В 1960–1970-е гг. Д. Болдуин все чаще приезжает из Франции на
родину, участвует в массовом движении чернокожих американцев за
отмену расового неравенства. Он пишет много публицистических
произведений, в которых нелицеприятно обнажает корни расизма,
угнетение
афро-американцев белыми, идеологию превосходства белой
расы над черной, которую на протяжении нескольких веков
вырабатывали белые, и разоблачает миф о мнимой неполноценности
негров.
                                12
     Если Биггера все ненавидят, и он ненавидит всех, то Руфус,
напротив, пользуется любовью окружающих, прежде всего из-за своего
музыкального дара. Если герой Р. Эллисона невидим, то болдуиновский
персонаж у всех на виду. Но Руфус имеет огромный недостаток в глазах
писателя – он не обладает способностью понимать людей. У него есть
белая возлюбленная Леона, ради него оставившая своего мужа. Однако
Руфус в силу особенностей своего характера не приносит ей счастья,
терзает ее своими переживаниями и доводит до психиатрической
больницы.
     Мучимый раскаянием и будучи отчужденным от людей не столько
из-за цвета кожи, сколько из-за необузданности своего нрава, герой
пытается смягчить одиночество в компании своего белого друга
Вивальдо, но это не приносит ему желанного душевного равновесия.
Так и не обретя точку опоры хотя бы в одном близком человеке, Руфус
кончает жизнь самоубийством: проклиная белого Бога, он бросается в
черный Гудзон.
     В этом романе акцент переносится не на социальный компонент
расового конфликта, который все же присутствует где-то на заднем
плане, а на проблемы общечеловеческого существования. Д. Болдуин
пытается проникнуть в глубины человеческого сознания, показывая
страх Руфуса попасть в «другую страну» – в зону естественного
жизненного опыта человека. Так читателю открывается один пласт
значения названия книги Д. Болдуина – для Руфуса естественные
человеческие эмоции и отношения – «другая», непонятная страна.
     Но есть и иной смысл заглавия романа: «черный» опыт для белого –
тоже «другая планета», которую они понять не могут. Так, Вивальдо
испытывает к Руфусу не только уважение, но и сексуальную
привязанность, что очень затрудняет понимание между этими
персонажами, да и Вивальдо, так же как и его друг, несчастлив.
     Таким образом, Д. Болдуин переносит конфликт в сексуальную
сферу, вовлекая в него и сестру Руфуса, полюбившую белого, но и она
не обретает радости жизни.
     «Другая страна» – страна эмоционального и сексуального опыта,
в которой, однако, по мысли писателя, не бывают счастливыми ни
черные, ни белые, ибо все они некоммуникабельны, не умеют найти
понимания между людьми с разным цветом кожи, и даже в любви
только мучаются и страдают.
     В 1960–1970-е гг. Д. Болдуин все чаще приезжает из Франции на
родину, участвует в массовом движении чернокожих американцев за
отмену расового неравенства. Он пишет много публицистических
произведений, в которых нелицеприятно обнажает корни расизма,
угнетение афро-американцев белыми, идеологию превосходства белой
расы над черной, которую на протяжении нескольких веков
вырабатывали белые, и разоблачает миф о мнимой неполноценности
негров.