Политическая фразеология. Селезнева Г.Я. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

21
эвфемизмам, например, тогда, когда они говорят о результатах своей дея -
тельности и к дисфемизмам, гиперболизируя отрицательные последствия
действий своих политических противников.
Эти стратегии уклонения от истины становятся возможными в связи
еще с одной особенностью политического общения, которое определяется
как фантомность денотата . Политическое суждение это фантом, не
имеющий реального объекта . Оно не может быть сразу проверено, поэтому
политики апеллируют не к разуму, а к вере, в том числе к вере в магию
слов. Это приводит к возникновению мифов вторичной реальности , ко -
торая существует постольку , поскольку в нее верят массы . Языковые носи -
тели мифов мифологемы . Как правило, это клишированные воспроизво -
димые в готовом виде словосочетания, которые при «широком» подходе
также изучаются во фразеологии. Исследователи разграничивают мифы
идиллии (религиозное возрождение России, приобщение к мировой цивили -
зации. Нынешнее поколение будет жить при коммунизме !) и мифы кош -
мары (Голосуй, а то проиграешь! козни врагов, страх перед будущим ).
Различают также миф -нарратив, миф -пропозицию и миф -образ . Миф
нарратив (рассказ ) (Ленин на субботнике ) фиксируется прецедентными
текстами , т. е., по определению Караулова , текстами , значимыми для той
или иной личности в познавательном и эмоциональном отношении,
имеющими сверхличностный характер, т.е. хорошо известными и широко -
му окружению данной личности , включая ее предшественников и совре-
менников, и, наконец, обращение к которым возобновляется неоднократно
в дискурсе данной языковой личности . Миф -пропозиция (предложение)
фиксируется клишированными словосочетаниями (например: миф о сти-
рании национальных различий, миф об экономическом процветании Запа -
да , миф о загнивании капитализма ). Третий вид мифа миф как образ, ко -
гда имя политика представляет собой свернутый миф (Ельцин гарант
Конституции).
                                            21
эвф еми змам, напри мер, тог д а, когд а они г оворято результатах своей д ея-
тельности и кд и сф еми змам, ги перболи зи руя отри цательны е послед стви я
д ействи й свои х поли ти чески х проти вни ков.
     Эти стратеги и уклонени я от и сти ны становятся воз можны ми в связ и
ещ е с од ной особенностью поли ти ческого общ ени я, которое опред еляется
как ф антомность д енотата. П оли ти ческое сужд ени е – это ф антом, не
и мею щ и й реального объекта. О но неможетбы ть сразу проверено, поэтому
поли ти ки апелли рую т не краз уму, а к вере, в том чи сле квере в маги ю
слов. Это при вод и т квозни кновени ю ми ф ов – втори чной реальности , ко-
торая сущ ествуетпостольку, поскольку внее верятмассы . Я зы ковы еноси -
тели ми ф ов – ми ф ологемы . К акправи ло, это кли ш и рованны е воспрои зво-
д и мы е в готовом ви д е словосочетани я, которы е при «ш и роком» под ход е
также и зучаю тся во ф разеологи и . И сслед ователи разграни чи ваю т ми ф ы –
и д и лли и (р е лиг иозное возр ож де ние Р оссии, пр иобще ние к м ир овой цивили-
за ции. Н ы не ш не е поколе ние буде т ж ит ь пр и ком м унизме !) и ми ф ы – кош -
мары (Голосуй, а т о пр оиг р а е ш ь! козни вр а г ов, ст р а х пе р е д будущим ).
Разли чаю т также ми ф -наррати в, ми ф -пропози ци ю и ми ф -образ . М и ф –
наррати в (рассказ ) (Ле нин на суббот нике ) ф и кси руется прецед ентны ми
текстами , т. е., по опред елени ю К араулова, текстами , значи мы ми д ля той
и ли и ной ли чности        в познавательном и эмоци ональном отнош ени и ,
и мею щ и ми сверхли чностны й характер, т.е. хорош о и звестны ми и ш и роко-
му окружени ю д анной ли чности , вклю чая ее пред ш ественни ков и совре-
менни ков, и , наконец, обращ ени ек которы м возобновляется неод нократно
в д и скурсе д анной яз ы ковой ли чности . М и ф -пропози ци я (пред ложени е)
ф и кси руется кли ш и рованны ми словосочетани ями (напри мер: м иф о ст и-
р а нии на циона льны х р а злич ий, м иф об эконом ич е ском пр оцве т а нии З а па -
да , м иф о за г нива нии ка пит а лизм а ). Т рети й ви д ми ф а – м иф ка к обр а з, ко-
г д а и мя поли ти ка пред ставляет собой свернуты й ми ф (Е льцин – г а р а нт
К онст ит уции).