Этнопсихология - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
Поднятый в дискуссии вопрос о продуктах человеческой культуры как материале
психологического исследования и поныне, по мнению Будиловой, остался
нерешенным. В современной истории психологии, также как и в этнопсихологии,
этот принципиальный методологический вопрос вызывает споры. Те, кто
понимает психическое как процесс, считают, что исследованию подлежит именно
процесс, от которого надо отличать его
результаты, продукты, а по тому делают
вывод, что восстановить процесс по продуктам невозможно, а значит, и метод это
непригоден.
В дискуссии между ним и Сеченовым, который считал невозможным
осуществить предложенное Кавелиным, Сеченов победил, и попытка создать
этнопсихологию в рамках психологии не удалась. Идея психологического анализа
памятников культуры не получила развития
в России. Она не была подхвачена и
тогда, когда Вундт создал учение о психологии народов, приняв подобный метод
В этом направлении продолжили исследование философы, лингвисты
историки. Так получилось, что в России исследования народной психологии стали
делом этнографов и языковедов. Поддержку и развитие получила мысль, что
основой народной психологии является язык, который
обусловливает
существование этнических общностей. Таким образом, главной чертой народной
психологии стала ее связь с языком. Эта связь наиболее ярко проявлялась в
трудах А. А. Потебнивидного языковеда и литературоведа, имя которого
связано с психологическим направлением в русском языкознании и
литературоведении. Потебня искал в психологии опоры для языкознания, но
находил, что
и психологию в равной мере ждут открытия при ее сближении с
языкознанием. Потебня создает свою собственную оригинальную концепцию
языка и поэтики, исследует психологическую природу языка, отношение мысли к
слову. В 1862 г. он начал публикацию в «Журнале Министерства народного
просвещения» ряда статей под общим названием «Мысль и язык», составивших
книгу. Изучение структуры
слова сочеталось у него с психологическими