Этнопсихология - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
Шпет уточнял, что такое единство можно понимать по-разному: во-первых, как
взаимодействие, результатом которого являются продукты духа в виде языка,
религии, народного творчества и т.д. Тогда предметом изучения оказываются не
психологические процессы, а их объективные результаты; во-вторых,
коллективное единство ищут в общности или сходстве психических процессов
индивидов, объясняя
это сходство сходством или общностью условий жизни. Г.
Шпет дает свое толкование. Коллектив является субъектом совокупных действий,
а по своей психологической природе совокупное действие есть не что иное, как
«общная субъективная реакция коллектива на все объективно совершающиеся
явления природы и его собственной социальной жизни и истории». Субъективная
реакция представляет в
данном случае общное переживание. Г. Шпет возражает
против мнения Вундта, что этнопсихологияописательная наука. Ее предмет
типические коллективные переживания. Что же это такое, как это понять? Если В.
Вундт полагал, что продукты духовной культурыесть психологические
продукты, то Г. Шпет утверждал, что в них самих по себе нет ничего
психологического.
Психологично другоеотношение к продуктам культуры, к
смыслу культурных явлений. Все они (язык, мифы, нравы, религия, наука)
вызывают у носителей культуры определенные переживания и в этих
переживаниях есть типически общее. Г. Шпет пользуется понятием «тип». Тип
представляет ту или иную историческую общность (тип китайца, мещанина и т.п.)
По Г. Шпету
, анализируя продукты культуры, этническая психология должна
выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на
вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?
В первой части своей книги Г. Шпет успел дать только философское
обоснование новой наукиэтнической психологии. В 30-х годах он был
репрессирован и погиб в 1940. Но его идеи
очень актуальны. Во-первых, он ввел
понятие «коллективные переживания», которое ближе всего к понятию
ментальность (как эмоционально окрашенной системы миропонимания, присущей