Составители:
4
13. Теории моно-, ди- и полицентризма
и проблемы сапиентации. 39
14. Литература.
40
Человек как объект научных исследований.
Основные направления антропологии.
Центральным вопросом науки о человеке, как и любой другой науки, яв-
ляется определение “предмета” изучения. Научное знание, будучи знанием
объективизированным, предполагает наличие объекта изучения, которым в
данном случае является человек. Может ли быть человек объектом изучения
человека? Насколько может человек “осознать самого себя”, как бы увидеть
себя со стороны иными, “нечеловеческими” глазами – вопрос существенный
и важный, но до сих пор не решенный, т.к. однозначного ответа на него быть,
наверно, не может.
Науки, объектом которых является человек, развиваются явно недоста-
точно, особенно у нас в отечестве. Этот факт отмечен во многих современных
работах, как философского, так и психологического характера [см. напр. Ломов,
1989; Зинченко, Моргунов, 1994, Проблема человека… 1997]. Общий объем сведений
о человеке, накопленный разными науками, не так уж и мал, но собрать
эти сведения в целостную, логически связанную концепцию пока не удается.
Ведется много дискуссий и о целесообразности создания единой науки о че-
ловеке. Каждая из специальных научных дисциплин, исследуя только ка-
кую-то одну часть или аспект изучаемого объекта, теряет из виду целое, то
есть самого человека. Основной наукой, занимающейся проблемами жизни,
поведения и деятельности человека можно было бы считать антропологию.
Само название этой научной отрасли (греч. “антропос” означает человек)
можно перевести на русский язык как “человековедение”. Задача антрополо-
4 13. Теории моно-, ди- и полицентризма и проблемы сапиентации. 39 14. Литература. 40 Человек как объект научных исследований. Основные направления антропологии. Центральным вопросом науки о человеке, как и любой другой науки, яв- ляется определение “предмета” изучения. Научное знание, будучи знанием объективизированным, предполагает наличие объекта изучения, которым в данном случае является человек. Может ли быть человек объектом изучения человека? Насколько может человек “осознать самого себя”, как бы увидеть себя со стороны иными, “нечеловеческими” глазами – вопрос существенный и важный, но до сих пор не решенный, т.к. однозначного ответа на него быть, наверно, не может. Науки, объектом которых является человек, развиваются явно недоста- точно, особенно у нас в отечестве. Этот факт отмечен во многих современных работах, как философского, так и психологического характера [см. напр. Ломов, 1989; Зинченко, Моргунов, 1994, Проблема человека… 1997]. Общий объем сведений о человеке, накопленный разными науками, не так уж и мал, но собрать эти сведения в целостную, логически связанную концепцию пока не удается. Ведется много дискуссий и о целесообразности создания единой науки о че- ловеке. Каждая из специальных научных дисциплин, исследуя только ка- кую-то одну часть или аспект изучаемого объекта, теряет из виду целое, то есть самого человека. Основной наукой, занимающейся проблемами жизни, поведения и деятельности человека можно было бы считать антропологию. Само название этой научной отрасли (греч. “антропос” означает человек) можно перевести на русский язык как “человековедение”. Задача антрополо-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »