Составители:
5
гии – изучение истории зарождения, становления и развития вида Homo
sapiens. Поэтому она включает в себя не только сведения из археологии и па-
леобиологии, но и других наук. В первую очередь это сравнительная анато-
мия и нейрофизиология, а также социология, психология и философия. Как
правило, антропологию считают отраслью биологии, но существует антропо-
логия социальная, антропология философская, антропология психологиче-
ская. Если учесть все вышесказанное, то становится понятным, что именно
антропология могла бы стать исходной для создания науки о человеке. Сле-
дует обратить внимание на то, что западные учёные, проводящие исследова-
ния в таких несвязанных на первый взгляд областях, как, например, этногра-
фия, сравнительная этология, традиционно считаются антропологами. Фило-
софы-футурологи также именуют себя антропологами, и это обосновано, ибо
развитие вида “человек разумный” ещё продолжается.
Иммануил Кант разграничивает антропологию в “физиологическом” и
“прагматическом” отношениях. Первая исследует то, “что делает из человека
ПРИРОДА”, вторая – то, “что ОН, как свободно действующее существо, де-
лает или может и должен делать из себя сам” [ Соч., т.6, М., 1966, с. 351].
Как закрытая, организованная, конечная и причинно-обусловленная система
человек является предметом изучения науки с ее поиском законов, алгорит-
мов и инвариантов. Наука изучает человека в плане его измеримости, исчис-
лимости и возможности сформулировать обнаруживаемые последовательные
закономерности в виде законов. Но человек не только причинно обусловлен-
ное существо – он свободен. Свобода же невыразима ни в каких формулах и
законах, она делает человека бесконечным и принципиально открытым суще-
ством, что отражается в иных способах выражения. Кроме научного подхода
к феномену человека, существуют другие способы. Человек осмысливается в
таких совершенно разных типах знания как философское, религиозное, худо-
жественное и т.д. Синтез этих типов знания в исследовательских целях как
5 гии – изучение истории зарождения, становления и развития вида Homo sapiens. Поэтому она включает в себя не только сведения из археологии и па- леобиологии, но и других наук. В первую очередь это сравнительная анато- мия и нейрофизиология, а также социология, психология и философия. Как правило, антропологию считают отраслью биологии, но существует антропо- логия социальная, антропология философская, антропология психологиче- ская. Если учесть все вышесказанное, то становится понятным, что именно антропология могла бы стать исходной для создания науки о человеке. Сле- дует обратить внимание на то, что западные учёные, проводящие исследова- ния в таких несвязанных на первый взгляд областях, как, например, этногра- фия, сравнительная этология, традиционно считаются антропологами. Фило- софы-футурологи также именуют себя антропологами, и это обосновано, ибо развитие вида “человек разумный” ещё продолжается. Иммануил Кант разграничивает антропологию в “физиологическом” и “прагматическом” отношениях. Первая исследует то, “что делает из человека ПРИРОДА”, вторая – то, “что ОН, как свободно действующее существо, де- лает или может и должен делать из себя сам” [ Соч., т.6, М., 1966, с. 351]. Как закрытая, организованная, конечная и причинно-обусловленная система человек является предметом изучения науки с ее поиском законов, алгорит- мов и инвариантов. Наука изучает человека в плане его измеримости, исчис- лимости и возможности сформулировать обнаруживаемые последовательные закономерности в виде законов. Но человек не только причинно обусловлен- ное существо – он свободен. Свобода же невыразима ни в каких формулах и законах, она делает человека бесконечным и принципиально открытым суще- ством, что отражается в иных способах выражения. Кроме научного подхода к феномену человека, существуют другие способы. Человек осмысливается в таких совершенно разных типах знания как философское, религиозное, худо- жественное и т.д. Синтез этих типов знания в исследовательских целях как
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »