Антропогенез: основные проблемы. Шатковский А.Г. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
правило малопродуктивен. Но отсюда не вытекает принципиальная невоз-
можность такого рода синтеза и абсолютный приоритет какого-либо одного
типа знания. Современный культурный, образованный человек различает на-
учную и религиозную картины мира и способен видеть принципиальную не-
обходимость каждой из них, выявлять их познавательные возможности и
пределы” (Проблемы человека…Введение, с. II).
Общность различных направлений современного человекознания заклю-
чается в принятии в качестве фундамента всех теоретических построений по-
ложения о парадоксальности человека. В этом отношении современное (“за-
падное”) человекознание переоткрывает старую (забытую) истину: “Человек
есть труднообъяснимое единство конечного и бесконечного, открытости и
закрытости, причинности и свободы” роблемы человека…Введение, с. II).
Подобный холистический подход, судя по дошедшим до нас источникам, был
свойственен большинству архаических культур и остался в культурах, кото-
рые можно назвать сохранными”. Этносы с таким типом культур сохрани-
лись преимущественно на Востоке.
Предлагаемое учебное пособие рассматривает феномен человека с совре-
менной научной позиции, что позволяет проанализировать накопленные ан-
тропологией сведения с точки зрения их научной достоверности и опреде-
лить, насколько имеющиеся различные гипотезы о происхождении человека
могут рассматриваться в качестве достаточно обоснованных. Необходимо
учитывать, что даже в рамках какого-либо одного типа знания невозможно
построить абсолютно целостную и непротиворечивую концепцию человека,
так как человек парадоксален. Научное знание также дает множественность
образов человека биологический, психологический, социологический, по-
литический, экономический и т.д. Все они выражают существенные свойства
человека, но собрать их воедино наука как таковая не может. Здесь исследо-
ватель сталкивается с множеством так называемых “системных парадоксов”,
                                    6

правило малопродуктивен. Но отсюда не вытекает принципиальная невоз-
можность такого рода синтеза и абсолютный приоритет какого-либо одного
типа знания. Современный культурный, образованный человек различает на-
учную и религиозную картины мира и способен “видеть принципиальную не-
обходимость каждой из них, выявлять их познавательные возможности и
пределы” (Проблемы человека…Введение, с. II).
   Общность различных направлений современного человекознания заклю-
чается в принятии в качестве фундамента всех теоретических построений по-
ложения о парадоксальности человека. В этом отношении современное (“за-
падное”) человекознание переоткрывает старую (забытую) истину: “Человек
есть труднообъяснимое единство конечного и бесконечного, открытости и
закрытости, причинности и свободы” (Проблемы человека…Введение, с. II).
Подобный холистический подход, судя по дошедшим до нас источникам, был
свойственен большинству архаических культур и остался в культурах, кото-
рые можно назвать “сохранными”. Этносы с таким типом культур сохрани-
лись преимущественно на Востоке.
   Предлагаемое учебное пособие рассматривает феномен человека с совре-
менной научной позиции, что позволяет проанализировать накопленные ан-
тропологией сведения с точки зрения их научной достоверности и опреде-
лить, насколько имеющиеся различные гипотезы о происхождении человека
могут рассматриваться в качестве достаточно обоснованных. Необходимо
учитывать, что даже в рамках какого-либо одного типа знания невозможно
построить абсолютно целостную и непротиворечивую концепцию человека,
так как человек парадоксален. Научное знание также дает множественность
образов человека – биологический, психологический, социологический, по-
литический, экономический и т.д. Все они выражают существенные свойства
человека, но собрать их воедино наука как таковая не может. Здесь исследо-
ватель сталкивается с множеством так называемых “системных парадоксов”,