Теория и практика танцевально-экспрессивного тренинга - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
1.3 Катарсический потенциал танцев Средневековья
В Средние века в русле развития непрофессионального танца на первый
план выходят его катарсическая функция и функция общения. Танец становится
подчас единственным способом выражения, выплеска несанкционированных,
социально-нежелательных, в том числе сексуальных, эмоций, средством
нерегламентированного общения. В средние века танец стал одним из основных
элементов карнавальной
культуры. Наряду с профессиональными танцорами
(буффонами, жонглёрами, фиглярами) на площадь выходят люди всех возрастов,
званий и сословий. В.П. Даркевич пишет, что всенародные карнавальные действа
являлись «законной отдушиной для человека» [10, с.68], в них «заявляла о себе
полнокровная, естественная и неистребимая радость бытия» [10, с.73]. Танцы той
эпохи описаны как «экстатические», «бесовские», «
задорные», «разгульные»,
«экспансивные». Известны случаи маниакальной одержимости танцем. Во время
христианских праздников люди внезапно начинали петь и танцевать у храмов,
мешая проходившей там службе. В Германии эти безумные танцы назывались
«плясками св. Витта», в Италии – «тарантелла». Известен также «Танец смерти»,
распространившийся в Европе в XIV веке в периоды эпидемии чумы.
Танец
средневековья многолик и отношение к нему неоднозначно. Это
народные танцы, которые сопровождали проведение всех народных праздников
в городах и деревнях и тесно связанные с трудовой деятельностью крестьян и
ремесленников. Так, французский народный танец бранль (участники танцуют,
держась за руки и образуя закрытый круг), родившийся в эпоху раннего
средневековья, первоначально назывался «
бранль прачек» и «бранль
башмачников». Тот же жизнерадостные бранль исполнялся и аристократией во
время балов, маскарадов и турниров, но манера его исполнения стала другой:
более чопорной, торжественно-церемониальной, менее темпераментной.
Впоследствии этот танец будет назван первоисточником бальных танцев [8]. И