Историография отечественной истории (IX - начало XX вв.). Сидоренко О.В. - 295 стр.

UptoLike

Составители: 

295
ИСТИНА, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его
таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, составная часть марксистско-ленинской
философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфич.
законах функционирования и развития обществ.-экономич. формаций.
КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724,. Кенигсберг, ныне Калининград,—12.2.1804, там же),
нем. философ и учёный, родоначальник нем. классич. философии. Прожил всю жизнь в
Кенигсберге, где окончил ун-т (1745) и был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96 проф. ун-
та. В филос. развитии К. различают два периода — «до-критический» (до 1770) и
«критический». В т. н. докри-тич. период К. признаёт возможность умозрит. познания
вещей, как они существуют сами по себеметафизики», согласно принятой тогда
терминологии); в т. н. критич. периодотрицает возможность такого познания на
основании предварит. исследования форм познания.
KOHT (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один из
основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был секретарём Сен-
Симона, затемэкзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Главные
соч. К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду
творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс «Курс позитивной
философии».
«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ», идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Б.
Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.) выступили в
легальной печати (отсюда назв.) в 90-х гг. 19 в. npoтив народничества, используя отд.
марксистские идеи.
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг,— 14.11.1716, Ганновер),
нем. философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Л.
стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии с новейшим
науч. знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями к-
рой были универсальность и строгость филос. рассуждений.).
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25). 1.1831, Кудиново, ныне
Малоярославецкого р-на Калужской обл.,—12(24).11.1891, Троице-Сергиев посад, ныне
Загорск Моск. обл.], рус. писатель, публицист и лит. критик. Известность приобрёл
статьями о практич. политике и на культурно-историч. темы (сб. статей «Восток, Россия
и славянство», т. 1—2, 1885—86), а также лит.-критич. этюдами (о романах Л. Толстого,
об И. С. Тургеневе и др.). Культурно-историч. взгляды Л., сложившиеся под влиянием
Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклич. развитияпервичной
«простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения», что
служит у Л. дополнит, обоснованием идеала «красочной и многообразной» росс.
действительности, противопоставленной зап. «всесмешению» и «всеблаженству».
ЛИЧНОСТЬ, общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как
субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2)
устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена
того или иного общества или общности.
ИСТИНА, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его
таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, составная часть марксистско-ленинской
философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфич.
законах функционирования и развития обществ.-экономич. формаций.

КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724,. Кенигсберг, ныне Калининград,—12.2.1804, там же),
нем. философ и учёный, родоначальник нем. классич. философии. Прожил всю жизнь в
Кенигсберге, где окончил ун-т (1745) и был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96 проф. ун-
та. В филос. развитии К. различают два периода — «до-критический» (до 1770) и
«критический». В т. н. докри-тич. период К. признаёт возможность умозрит. познания
вещей, как они существуют сами по себе («метафизики», согласно принятой тогда
терминологии); в т. н. критич. период — отрицает возможность такого познания на
основании предварит. исследования форм познания.

KOHT (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один из
основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был секретарём Сен-
Симона, затем — экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Главные
соч. К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду
творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс «Курс позитивной
философии».

«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ», идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Б.
Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.) выступили в
легальной печати (отсюда назв.) в 90-х гг. 19 в. npoтив народничества, используя отд.
марксистские идеи.

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг,— 14.11.1716, Ганновер),
нем. философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Л.
стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии с новейшим
науч. знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями к-
рой были универсальность и строгость филос. рассуждений.).

ЛЕОНТЬЕВ         Константин    Николаевич     [13(25).   1.1831,   Кудиново,    ныне
Малоярославецкого р-на Калужской обл.,—12(24).11.1891, Троице-Сергиев посад, ныне
Загорск Моск. обл.], рус. писатель, публицист и лит. критик. Известность приобрёл
статьями о практич. политике и на культурно-историч. темы (сб. статей «Восток, Россия
и славянство», т. 1—2, 1885—86), а также лит.-критич. этюдами (о романах Л. Толстого,
об И. С. Тургеневе и др.). Культурно-историч. взгляды Л., сложившиеся под влиянием
Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклич. развития— первичной
«простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения», что
служит у Л. дополнит, обоснованием идеала «красочной и многообразной» росс.
действительности, противопоставленной зап. «всесмешению» и «всеблаженству».

ЛИЧНОСТЬ, общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как
субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2)
устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена
того или иного общества или общности.



                                       295