Составители:
Рубрика:
40
Слабым местом в концепции П.Б.Струве была также недооценка роли
демократии. В вопросе о соотношении законодательной и исполнительной
власти в правовом государстве он явно преувеличивал роль последней.
Прерогативы законодательной власти сводятся лишь к «соучастию в
установлении бюджета» и других законов государства.
Таким образом, понимание П.Б.Струве природы государства и
демократии находятся в явном противоречии с отстаиваемой им идеей
правового государства.
В годы эмиграции П.Б.Струве была обоснована весьма продуктивная
мысль о том, что для политического переустройства посткоммунистической
России необходимо установление полудемократического режима, который,
действуя в либеральном духе, ввел бы начала рыночной экономики и
гражданского общества и тем самым подготовил население к широкому
участию в политике. В том же духе высказывались отечественные философы
И.Ильин и Г.Федотов. Впоследствии эту же идею выдвигали отечественные
ученые И.Клямкин и А.Мигранян, писатель А.И.Солженицын.
В начале ХХ века либеральная политическая мысль приобрела новые
черты. Своеобразие так называемого «нового» либерализма заключалось в том,
что он формировался в обстановке резкой критики идеи правового государства
со стороны леворадикальных и реакционных сил. Поэтому важнейшими
задачами либеральных ученых и политиков были обоснование прогрессивной
роли государства в истории человечества и защита основных принципов
правового государства. Русские либералы рассматривали социальные права как
часть естественных прав человека, настаивали на изменении фабричного
законодательства, разрешении деятельности профсоюзов, создании системы
государственного и общественного призрения нетрудоспособных и т.д. Эти
проблемы нашли отражение в трудах выдающегося философа и правоведа
Павла Ивановича Новгородцева (1866 – 1924), известных историков и
социологов Богдана Александровича Кистяковского (1868 – 1918) и Николая
Ивановича Кареева (1850 – 1931).
П.И.Новгородцев разработал концепцию социально-политических
ценностей, включающую как основные ценности (свобода, равенство,
солидарность), так и более конкретные ценности (правовое государство,
народный суверенитет и др.).
Главной из наиболее общих ценностей П.И.Новгородцев считал свободу.
Она понималась не в негативном аспекте – как отсутствие принуждения над
человеком со стороны государства и других людей, а в позитивном – как
«свобода при помощи государства», обеспечивающего гражданам возможность
располагать надлежащими средствами (материальными и духовными) для
эффективного участия в социально-политической деятельности.
П.И.Новгородцев идет дальше формального, юридического понимания
равенства. Этот принцип означает для него не просто равенство всех перед
законом, а создание для всех граждан общественных условий,
благоприятствующих их развитию – обеспечения определенного уровня
образования, материального достатка, охраны здоровья.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- …
- следующая ›
- последняя »