Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность. Сирота Н.М. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

41
Принцип солидарности понимался П.И.Новгородцевым как согласие и
добровольное сотрудничество людей в социально-политической сфере.
Конкретными его проявлениями должны быть прежде всего согласие по поводу
формы политического правления, основных направлений деятельности
правительства и т.д.
Ценности свободы. равенства и солидарности представлялись
П.И.Новгородцеву универсальными для всех эпох, но имеющими конкретно-
историческое содержание.
П.И.Новгородцев отстаивал естественное право человека на выбор
формы государственного устройства, рассматривал правовое государство как
преграду для частного произвола. Он развивал идею социального государства,
которое должно гарантировать индивиду достойное существование. При этом
особо подчеркивалась значимость таких прав, как право на труд, социальное
страхование, профессиональную организацию и личную свободу.
П.И.Новгородцев был одним из основателей конституционно-демократической
партии (кадетов).
Базовым принципом правового государства П.И.Новгородцев считал
политический и идеологический плюрализм. Спор с противниками этого
принципа, согласно П.И.Новгородцеву, является «спором не на жизнь, а на
смерть». «Демократия,- писал он, - означает, возможно, полную свободу
личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем…»
1
.
Правовое государство П.И.Новгородцев не мыслил без разделения
властей на законодательную, исполнительную и судебную, уравновешивающих
и контролирующих друг друга. Учение Ш.Монтескье о разделении властей он
считал одним из наиболее существенных достижений политической мысли.
Значительное место в трудах П.И.Новгородцева занимает идея народного
суверенитета, реализуемого через парламент, партии, референдумы,
плебисциты и т.д. Парламент, полагал он, не может зеркально отражать волю
народа, поскольку состоит из представителей групп и классов с
отличающимися интересами. Поэтому власть должна искать приемлемые,
компромиссные решения для основных субъектов политики. Партии
рассматривались им как важное звено, соединяющие общество и государство.
Демократию П.И.Новгородцев считал невозможной без
внепарламентской инициативы. «В последнем случае,- писал он,- всѐ
определяется нравственными и умственными силами народа, но именно
поэтому необходимо и важно для каждой способности открыть свободу
проявления в политической области»
2
.
Важная роль в механизме демократии П.И.Новгородцевым отводилась
общественному мнению. Согласно П.И.Новгородцеву, оно особенно значимо
при определении целей общества, но гораздо менее эффективно в определении
средств достижения целей: «Это область, в которой требуется не только
1
Новгородцев П.И. Об общественном идеале.С.. 1996. С.545.
2
Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996. С.137.