Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность. Сирота Н.М. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

43
отсутствуют частная собственность на средства производства и рыночное
хозяйство, по своей природе не может быть подлинно либеральным.
Согласно Н.И.Карееву, культурно-исторический смысл
государственности заключается в последовательном расширении сферы
общественного сотрудничества и ограничении области социальных
конфликтов. Причины революции он видел в нерешенности общественных
проблем, а сами революции сравнивал с бурями и грозами в природе, острым
заболеванием в организме.
Н.И.Кареев пророчески предупреждал об основных опасностях
революций. Движение, начавшееся под лозунгом свободы, может привести к
новой диктатуре. После революции зачастую возникают прежние властные
отношения под новыми лозунгами, а общие цели революций уступают место
индивидуальным вожделениям.
Идеи либерализма лежали в основе программы партии кадетов, которая
объединяла в своих рядах цвет интеллигенции, мечтавшей о радикальном
преобразовании России парламентским путем, на базе общечеловечеких
ценностей. Кадеты последовательно выступали за разделение властей, за
создание фундамента гражданского общества и правового государства. В
области внешней политики они предусматривали преимущественную
ориентацию страны на западные демократии.
Идеи либеральных реформ, осуществляемых сильной государственной
властью, определяли политический курс П.А.Столыпина. В частности, он
предпринимал попытку с помощью государства превратить крестьян в частных
собственников, создав тем самым условия для модернизации страны.
Таким образом, в период между 1861 и 1917 годами либерализм выражал
стремление буржуазии в ликвидации сословных привилегий, преобразованию
абсолютизма в конституционно-парламентскую монархию, утверждению
правового строя. Либеральные теоретики делали акцент на идентичности путей
развития России и Западной Европы, единстве исторического процесса. Будучи
эволюционистами, они являлись категорическими противниками социальных
переворотов, считали их аномалиями в жизни общества.
Историческая драма либерализма заключалась в том, что это течение не
имело широкой социальной базы и являлось помехой для своих радикальных и
консервативных противников, стремившихся к столкновению. Призывы
либералов к диалогу не были услышаны, и страна оказалась ввергнутой в
гражданскую войну. В годы гражданской войны либерально-буржуазные
партии участвовали в вооруженной борьбе против большевиков. После ее
окончания наиболее известные либералы (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский
и др.), находясь в эмиграции, сначала возлагали надежды на
капиталистическую трансформацию СССР в ходе новой экономической
политики, а затем были аналитиками и критиками утверждавшегося
тоталитаризма.
Русскими либералами были высказаны глубокие суждения о причинах
происшедшей революции и перспективах страны. Так, С. Л. Франк считал, что
социализм привлек народ не своим положительным идеалом, а силой