Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность. Сирота Н.М. - 42 стр.

UptoLike

Составители: 

42
здравый смысл, присущий массам, но и техническая подготовка и специальные
знания»
3
.
П.И.Новгородцев высоко ценил заслугу выдающегося русского
мыслителя Вл. Соловьева в защите и обосновании общечеловеческих
морально-нравственных идеалов. В этой сфере он, с точки зрения П.И.
Новгородцева, углублял и развивал западническую доктрину. «Поскольку
западничество было именно доктриной, а не простым продуктом
подражательности и заимствований, - отмечал П.И.Новгородцев,- оно вытекало
из одного очень важного и глубокого догмата: из веры в существование
общечеловеческих начал и общеобязательных идеалов. Отсюда его доверие к
опыту Западной Европы, далее нас ушедшей вперед, но родственной нам по
идеалам и стремлениям; отсюда его протесты против замкнутости и
обособленности России. Вот этот догмат и привлекает Соловьева к западникам.
То, что сам он использовал как требование вселенского единства и
общечеловеческой солидарности, совпадало с основной верой западников"
1
.
В целом П.И.Новгородцев был наиболее последовательным мыслителем
либерально демократического направления в России начала ХХ века,
превзошедшим своих выдающихся предшественников Б.Н.Чичерина и
В.С.Соловьева. Многие его мысли весьма ценны и актуальны в условиях
современных российских реалий.
По мнению другого известного представителя «нового либерализма»
Б.А.Кистяковского, в правовом государстве власть будет формироваться на
основе всеобщего и равного избирательного права, народного
представительства, а высокая политическая культура облегчит урегулирование
социальных конфликтов. Как и П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский был
сторонником идеи социального государства, ставящего своей целью
обеспечение права граждан на достойное существование.
Однако Б.А.Кистяковский не был в полном смысле либеральным
мыслителем, поскольку высшей степенью развития правового государства
считал государство социалистическое. Перерастание правового государства в
социалистическую стадию мыслилось через преобразования в экономике и
социальной сфере. В экономике анархия хозяйственной жизни, присущая
капиталистическому производству, должна быть заменена «организованностью
производства, характеризующей социалистический строй»
2
. В систему прав
человека он предлагал включить социально-экономические права, способные
радикально улучшить положение социума, - право на труд (понимаемое как
право пользоваться землей и другими средствами производства); право на
развитие всех способностей; право на участие во всех материальных и
духовных благах
3
.
Ограниченность концепции Б.А.Кистяковского состояла в попытке
совместить либерализм в политике с социализмом в экономике. Общество, где
3
Там же. С.90.
1
Новгородцев П.И. Об общественном идеале. С.533.
2
Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое //Вопросы философии. 1990. №6. С.155.
3
Там же. С.156.