ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
118
Пример
В качестве ставших классическими примеров массовых событий можно взять
ситуацию случайного выпадения «орла» или «решётки» при многократном под-
брасывании монеты (известно, что в силу закона больших чисел — при достаточ-
но большом количестве бросаний — количество случаев выпадения «орла» фак-
тически уравнивается с количеством случаев выпадения «решётки») или ситуа-
цию
случайного выпадения какой-либо грани при неоднократном бросании шес-
тигранной игральной кости.
В случае неоднократного бросания шестигранной игральной кости каждый из
возможных результатов такого бросания (при маркировке граней числами от 1 до
6) будет отвечать только одному числу из множества {1, 2, 3, 4, 5, 6}, т. е. являть-
ся элементарным событием (х). В таком случае имеет
место полная система не-
совместимых результатов опыта (U), которую мы можем обозначить записью U
= {х
1
, х
2
, х
3
, х
4
, х
5
, х
6
}. В общем же, полная система несовместимых результатов
опыта, во-первых, суть такая, в которой есть место любому из возможных ре-
зультатов данного опыта и, во-вторых, попарно различные элементарные собы-
тия, возможные в данном опыте, не могут осуществиться одновременно.
При этом предположим, что в нашем распоряжении имеется идеально изготов-
ленная
шестигранная игральная кость, которая при бросании имеет элементарные
события в качестве равновозможных, равновероятных. Эта равновероятность эле-
ментарных событий (и одновременно их случайный и независимый друг от друга
характер) раскрывается с помощью принципа индифференции, согласно которому
нет оснований для предпочтения наступления одного исхода опыта любому друго-
му, т. е. для вопроса о
том, почему одно событие должно наступать чаще другого.
Другими словами, при бросании идеально изготовленной шестигранной игральной
кости у нас нет никаких оснований считать, что она на какую-то из граней будет
выпадать чаще, чем на другую. Более того, у нас при этом есть все основания,
чтобы считать равновероятным выпадение её
на каждую из граней. На опыте это
означает, что при достаточно большом количестве бросаний идеальной шести-
гранной игральной кости количество выпадений любой её грани уравнивается с
количеством выпадений всякой другой её грани.
Иными словами, при бросании такой кости выпадение каждой из её граней
можно ожидать с вероятностью, равной отношению количества, фиксируемого
элементарным событием к количеству, фиксируемому полной системой несо-
вместимых элементарных событий, а именно: как
1
/
6
. Данный вывод может быть
сделан до опыта, т. е. из априорных (доопытных), чисто теоретических сообра-
жений и характерен для классической теории вероятности. В рамках классиче-
ской теории вероятности предусматривается, что априорно (до опыта) вычислен-
ная вероятность того или иного события подтверждается в процессе опытной про-
верки.
Естественно, что рассмотренная ситуация
, основывающаяся на симметрично-
сти исходов опыта, сравнительно редко встречается при исследовании реальных
событий в науке и на практике.
Пример В качестве ставших классическими примеров массовых событий можно взять ситуацию случайного выпадения «орла» или «решётки» при многократном под- брасывании монеты (известно, что в силу закона больших чисел — при достаточ- но большом количестве бросаний — количество случаев выпадения «орла» фак- тически уравнивается с количеством случаев выпадения «решётки») или ситуа- цию случайного выпадения какой-либо грани при неоднократном бросании шес- тигранной игральной кости. В случае неоднократного бросания шестигранной игральной кости каждый из возможных результатов такого бросания (при маркировке граней числами от 1 до 6) будет отвечать только одному числу из множества {1, 2, 3, 4, 5, 6}, т. е. являть- ся элементарным событием (х). В таком случае имеет место полная система не- совместимых результатов опыта (U), которую мы можем обозначить записью U = {х1, х2, х3, х4, х5, х6}. В общем же, полная система несовместимых результатов опыта, во-первых, суть такая, в которой есть место любому из возможных ре- зультатов данного опыта и, во-вторых, попарно различные элементарные собы- тия, возможные в данном опыте, не могут осуществиться одновременно. При этом предположим, что в нашем распоряжении имеется идеально изготов- ленная шестигранная игральная кость, которая при бросании имеет элементарные события в качестве равновозможных, равновероятных. Эта равновероятность эле- ментарных событий (и одновременно их случайный и независимый друг от друга характер) раскрывается с помощью принципа индифференции, согласно которому нет оснований для предпочтения наступления одного исхода опыта любому друго- му, т. е. для вопроса о том, почему одно событие должно наступать чаще другого. Другими словами, при бросании идеально изготовленной шестигранной игральной кости у нас нет никаких оснований считать, что она на какую-то из граней будет выпадать чаще, чем на другую. Более того, у нас при этом есть все основания, чтобы считать равновероятным выпадение её на каждую из граней. На опыте это означает, что при достаточно большом количестве бросаний идеальной шести- гранной игральной кости количество выпадений любой её грани уравнивается с количеством выпадений всякой другой её грани. Иными словами, при бросании такой кости выпадение каждой из её граней можно ожидать с вероятностью, равной отношению количества, фиксируемого элементарным событием к количеству, фиксируемому полной системой несо- вместимых элементарных событий, а именно: как 1/6. Данный вывод может быть сделан до опыта, т. е. из априорных (доопытных), чисто теоретических сообра- жений и характерен для классической теории вероятности. В рамках классиче- ской теории вероятности предусматривается, что априорно (до опыта) вычислен- ная вероятность того или иного события подтверждается в процессе опытной про- верки. Естественно, что рассмотренная ситуация, основывающаяся на симметрично- сти исходов опыта, сравнительно редко встречается при исследовании реальных событий в науке и на практике. 118
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- …
- следующая ›
- последняя »