История древней Руси. Скворцов Ю.Е. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

24
русских феодалов, не имевших укрепленных замков и городов, которые на Руси были рези-
денцией князей и не имели городских вольностей. Народ "познакомился" с властью, с которой
нельзя было договориться, которой надо беспрекословно подчиняться. В аналогичном положе-
нии оказывается основная масса и высшего боярства, дружинники. Договорные отношения
между населением и царем заменяются отношениями господства - подчинения. Так началось
становление деспотического самодержавия, в основе которого лежал принцип - "что угодно
императору, то имеет силу закона".
Отток больших объемов денег затруднял формирование городского сословия, которое
могло стать, как в Западной Европе, противовесом феодалам и феодальному государству и но-
сителем рождавшихся капиталистических отношений, духа свободолюбия. Соответственно и
сами города оказались в полной зависимости от князей, тем более, что в них видели защитни-
ков от возможных набегов.
Татарское владычество надолго отделило Восточную Русь от Западной Европы, что создало
между ними стену взаимного отчуждения и непонимания. Находившаяся под властью татар
Русь превратилась в сознании европейцев в "Татарию".
Вместе с тем следует сказать, что, несмотря на всю тяжесть и длительность ига, влияние
татар на русскую культуру в целом было не велико. Руководящей культурный силой на Руси
осталась православная церковь, к которой татары относились с полной веротерпимостью и да-
же освободили ее от дани, а близкого массового общения между русскими и татарами не было.
ГЛАВА 5. СОБИРАНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРА-
ЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (2-Я ПОЛОВИНА XIV-XVI В.В.).
I. Возвышение Москвы и начало объединения русских земель. Куликовская битва.
На рубеже XIV-XV в.в. на территории раздробленной, еще стонущей под монголо-
татарским игом Руси, начинается процесс территориального и политического объединения зе-
мель и княжеств.
Центром национального объединения становится Московское княжество. Незначительное в
середине XIII в. удельное княжество в последующий период начинает возвышаться среди ос-
тальных.
Своим возвышением Москва была в первую очередь обязана тому, что московские князья
сумели не только "прорваться" к великокняжескому престолу, но и закрепить за собой титул
великий князей Владимирских в
ханской ставке. Опираясь на татарскую поддержку, они за-
няли положение политических лидеров по отношению ко всем остальным русским князьям.
Иван Калита (1325-1340 г.г.), доказав свою верность хану ( в том числе и возглавив кара-
тельную экспедицию против восставшей Твери), добился прекращения набегов татар на Русь,
передачи себе права сбора дани с
русских земель, а также права суда над остальными русскими
князьями, и, в конечном счете, добился подчинения где силой, а где подкупом, ряда княжеств.
В своей политике Калита, последующие московские князья получили в союзники обладавшего
огромным авторитетом на Руси главу русской церкви - митрополита, переехавшего из Киева в
Москву.
Сыновья Калиты (Симеон Гордый (1340-1353), Иван Красный (1353-1359) продолжи-
ли политику отца.
Однако, возвышение и укрепление Москвы начинало вызывать опасение у хана Мамая. По-
сле неудачных попыток ослабить ее руками других русских князей весной 1380 г. монголо-
татарские войска вторглись в русские земли с целью разгромить московского князя Дмитрия
Ивановича. Однако, в ожесточенном сражении 8 сентября 1380 года на Куликовском поле
монголо-татары были разгромлены.
Эта победа означала сохранение государственной самостоятельности Руси. Набеги на Русь
еще продолжались, но на генеральное сражение татары уже не решались. Значительно умень-
шилась дань Орде. Но особенно важным было возрождение национального самосознания Руси.
Князю Дмитрию победа придала значение национального вождя Северной Руси. Закономерно,
русских феодалов, не имевших укрепленных замков и городов, которые на Руси были рези-
денцией князей и не имели городских вольностей. Народ "познакомился" с властью, с которой
нельзя было договориться, которой надо беспрекословно подчиняться. В аналогичном положе-
нии оказывается основная масса и высшего боярства, дружинники. Договорные отношения
между населением и царем заменяются отношениями господства - подчинения. Так началось
становление деспотического самодержавия, в основе которого лежал принцип - "что угодно
императору, то имеет силу закона".
   Отток больших объемов денег затруднял формирование городского сословия, которое
могло стать, как в Западной Европе, противовесом феодалам и феодальному государству и но-
сителем рождавшихся капиталистических отношений, духа свободолюбия. Соответственно и
сами города оказались в полной зависимости от князей, тем более, что в них видели защитни-
ков от возможных набегов.
   Татарское владычество надолго отделило Восточную Русь от Западной Европы, что создало
между ними стену взаимного отчуждения и непонимания. Находившаяся под властью татар
Русь превратилась в сознании европейцев в "Татарию".
   Вместе с тем следует сказать, что, несмотря на всю тяжесть и длительность ига, влияние
татар на русскую культуру в целом было не велико. Руководящей культурный силой на Руси
осталась православная церковь, к которой татары относились с полной веротерпимостью и да-
же освободили ее от дани, а близкого массового общения между русскими и татарами не было.

ГЛАВА 5. СОБИРАНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРА-
ЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (2-Я ПОЛОВИНА XIV-XVI В.В.).

  I. Возвышение Москвы и начало объединения русских земель. Куликовская битва.

   На рубеже XIV-XV в.в. на территории раздробленной, еще стонущей под монголо-
татарским игом Руси, начинается процесс территориального и политического объединения зе-
мель и княжеств.
   Центром национального объединения становится Московское княжество. Незначительное в
середине XIII в. удельное княжество в последующий период начинает возвышаться среди ос-
тальных.
   Своим возвышением Москва была в первую очередь обязана тому, что московские князья
сумели не только "прорваться" к великокняжескому престолу, но и закрепить за собой титул
великий князей Владимирских в ханской ставке. Опираясь на татарскую поддержку, они за-
няли положение политических лидеров по отношению ко всем остальным русским князьям.
   Иван Калита (1325-1340 г.г.), доказав свою верность хану ( в том числе и возглавив кара-
тельную экспедицию против восставшей Твери), добился прекращения набегов татар на Русь,
передачи себе права сбора дани с русских земель, а также права суда над остальными русскими
князьями, и, в конечном счете, добился подчинения где силой, а где подкупом, ряда княжеств.
В своей политике Калита, последующие московские князья получили в союзники обладавшего
огромным авторитетом на Руси главу русской церкви - митрополита, переехавшего из Киева в
Москву.
   Сыновья Калиты (Симеон Гордый (1340-1353), Иван Красный (1353-1359) продолжи-
ли политику отца.
   Однако, возвышение и укрепление Москвы начинало вызывать опасение у хана Мамая. По-
сле неудачных попыток ослабить ее руками других русских князей весной 1380 г. монголо-
татарские войска вторглись в русские земли с целью разгромить московского князя Дмитрия
Ивановича. Однако, в ожесточенном сражении 8 сентября 1380 года на Куликовском поле
монголо-татары были разгромлены.
   Эта победа означала сохранение государственной самостоятельности Руси. Набеги на Русь
еще продолжались, но на генеральное сражение татары уже не решались. Значительно умень-
шилась дань Орде. Но особенно важным было возрождение национального самосознания Руси.
Князю Дмитрию победа придала значение национального вождя Северной Руси. Закономерно,
                                            24