Смысл художественного текста. Словесный образ как актуализатор смысла. Солодилова И.А. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

3
Введение
Настоящee пособие посвящено проблеме скрытых смыслов в
художественном тексте вообще и способам их представления в словесно-
образной системе Роберта Музиля, в частности. В работе анализируются два
романа данного автора – "Смятения воспитанника Тёрлеса" и "Человек без
свойств". Исследование выполнено в русле лингвостилистики и
филологической герменевтики. Вопросы, здесь затрагиваемые, касаются
сущности и природы смысла и понимания вербальных текстов, стиля
художественного текста, средств и форм смыслопостроения и
смысловосприятия текста. Интерпретация художественного текста
пользуется, как известно, в качестве научной основы различными
дисциплинами. Однако, "результирующей наукой здесь выступает
стилистика", которую можно было бы рассматривать "как целое", а такие
дисциплины, как "поэтика, лингвистика текста, литературоведение (по
отношению к анализу текста) как ее части". (Гучинская 1995: 45).
Герменевтика в этом перечне дисциплин приобретает особое значение как
методология толкования, целью которого является раскрытие стиля текста.
При изучении специфики художественного текста исследователи
закономерно приходят к постулированию тех свойств, которые составляют его
эстетический феномен. Текстоцентрический подход к изучению языка,
характерный для лингвистической науки последних лет, привел к увеличению
категориальных характеристик текста и уточнению его формально-
содержательных параметров. При этом первостепенными в рамках толкования
художественных текстов, на мой взгляд, остаются: категория "скрытых
смыслов", обладающих эстетической ценностью и обуславливающих
смысловую многослойность художественного текста и множественность его
смысловых интерпретаций (при тождестве "инвариантного" смыслового ядра),
и категория эстетической целостности художественного текста как условие
правильного понимания его совокупного смысла (смысловосприятия).
Проблема смысла является одной из самых спорных в развитии научной
мысли за последние тридцать лет и обсуждается не только в лингвистике, но и
в логике, философии, психологии (Фреге 1892; Лосев 1982; Витгенштейн
1985; Павиленис 1893; Апресян 1995; Гак 1998 и др.). Широкий диапазон
терминов, используемых для описания феномена языковой невыраженности в
тексте некой информации,
пресуппозиции, импликации, текстовые
импликатуры, подтекст, скрытые смыслы
связан как с различными
направлениями, в рамках которых исследуется текст (прагматика, лингвистика
текста, традиционная стилистика, филологическая герменевтика), так и с
различными подходами в рассмотрении категории смысла. Данная работа
отличается особым подходом в изучении категории художественного смысла,
приобредшим в последнее время особую актуальность,
подходом "от
читательского восприятия", который заключается в рассмотрениии данной
категории в аспекте понимания. При этом следует заметить, что понимание
                                   Введение
      Настоящee пособие посвящено проблеме скрытых смыслов в
художественном тексте вообще и способам их представления в словесно-
образной системе Роберта Музиля, в частности. В работе анализируются два
романа данного автора – "Смятения воспитанника Тёрлеса" и "Человек без
свойств". Исследование выполнено в русле лингвостилистики и
филологической герменевтики. Вопросы, здесь затрагиваемые, касаются
сущности и природы смысла и понимания вербальных текстов, стиля
художественного текста,        средств и форм смыслопостроения и
смысловосприятия       текста. Интерпретация художественного текста
пользуется, как известно, в качестве научной основы различными
дисциплинами. Однако,     "результирующей     наукой    здесь    выступает
стилистика", которую можно было бы рассматривать "как целое", а такие
дисциплины, как "поэтика, лингвистика текста, литературоведение (по
отношению к анализу текста) как ее части". (Гучинская 1995: 45).
Герменевтика в этом перечне дисциплин приобретает особое значение как
методология толкования, целью которого является раскрытие стиля текста.
      При изучении специфики художественного текста исследователи
закономерно приходят к постулированию тех свойств, которые составляют его
эстетический феномен. Текстоцентрический подход к изучению языка,
характерный для лингвистической науки последних лет, привел к увеличению
категориальных характеристик текста и уточнению его формально-
содержательных параметров. При этом первостепенными в рамках толкования
художественных текстов, на мой взгляд, остаются: категория "скрытых
смыслов", обладающих эстетической ценностью и обуславливающих
смысловую многослойность художественного текста и множественность его
смысловых интерпретаций (при тождестве "инвариантного" смыслового ядра),
и категория эстетической целостности художественного текста как условие
правильного понимания его совокупного смысла (смысловосприятия).
      Проблема смысла является одной из самых спорных в развитии научной
мысли за последние тридцать лет и обсуждается не только в лингвистике, но и
в логике, философии, психологии (Фреге 1892; Лосев 1982; Витгенштейн
1985; Павиленис 1893; Апресян 1995; Гак 1998 и др.). Широкий диапазон
терминов, используемых для описания феномена языковой невыраженности в
тексте некой информации, – пресуппозиции, импликации, текстовые
импликатуры, подтекст, скрытые смыслы – связан как с различными
направлениями, в рамках которых исследуется текст (прагматика, лингвистика
текста, традиционная стилистика, филологическая герменевтика), так и с
различными подходами в рассмотрении категории смысла. Данная работа
отличается особым подходом в изучении категории художественного смысла,
приобредшим в последнее время особую актуальность, – подходом "от
читательского восприятия", который заключается в рассмотрениии данной
категории в аспекте понимания. При этом следует заметить, что понимание


                                                                          3