Политология. Соловьев В.Ю. - 68 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

68
средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.
Понимая, таким образом, фашизм, общество должно крайне внимательно
относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо
социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться
ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. И хотя такое
отношение
к фашизму стимулирует авторитарные методы управления в
демократических режимах, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность
нарастания насилия, национального милитаризма, вождивизма и других черт
агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.
3.6. Национальные идеологии
В странах, где идет процесс становления национальных общностей и
осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе,
серьезную политическую роль играют национальные идеологии. Так, например,
Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце ХIХ- первой трети ХХ
в. И в настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый
соответствующими институтами (Европарламентом, Евросоветом
и др.), обусловил едва
ли не повсеместноеособенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембургепреобладание
европоцентризма над национальными пристрастиями людей. В то же время в
Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР,
национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни общества.
Национализм (от фр. nationalisme, от лат. natio - народ) – идеология и политика,
основу
которых составляют идеи национальной исключительности и превосходства,
стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям,
нередко перерастающее в межнациональную вражду.
В целом идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи
интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной
принадлежностью. Концептуально-теоретические основы этих идеологических течений,
прежде всего, выражают
то или иное понимание природы национальной группы, которая
может трактоваться либо в качестве общности, складывающейся на основе единых
экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной
культуры (марксистская традиция); либо культурной общности, интегрируемой
политическими событиями и институтами (М. Вебер); либо воплощениянационального
духа”, поддерживаемого культурными нормами, ценностями и
символами (Дж. Бренд);
либо народа, которому ниспослано божественное откровение (исламская традиция).
В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания
населения политические силы могут выдвигать требования либо защиты культурной
самобытности национальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной
государственности); либо расширения геополитического пространства для жизни нации
или, напротив, - защиты собственной территории и
национального суверенитета от
внешних посягательств; либо создания привилегий для лицкоренной национальности
или же - интенсивного расширения интернациональных контактов.
средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.
      Понимая, таким образом, фашизм, общество должно крайне внимательно
относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо
социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться
ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. И хотя такое
отношение к фашизму стимулирует авторитарные методы управления в
демократических режимах, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность
нарастания насилия, национального милитаризма, вождивизма и других черт
агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

                        3.6. Национальные идеологии
      В странах, где идет процесс становления национальных общностей и
осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе,
серьезную политическую роль играют национальные идеологии. Так, например,
Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце ХIХ- первой трети ХХ
в. И в настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый
соответствующими институтами (Европарламентом, Евросоветом и др.), обусловил едва
ли не повсеместное – особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге – преобладание
европоцентризма над национальными пристрастиями людей. В то же время в
Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР,
национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни общества.
      Национализм (от фр. nationalisme, от лат. natio - народ) – идеология и политика,
основу которых составляют идеи национальной исключительности и превосходства,
стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям,
нередко перерастающее в межнациональную вражду.
      В целом идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи
интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной
принадлежностью. Концептуально-теоретические основы этих идеологических течений,
прежде всего, выражают то или иное понимание природы национальной группы, которая
может трактоваться либо в качестве общности, складывающейся на основе единых
экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной
культуры (марксистская традиция); либо культурной общности, интегрируемой
политическими событиями и институтами (М. Вебер); либо воплощения “национального
духа”, поддерживаемого культурными нормами, ценностями и символами (Дж. Бренд);
либо народа, которому ниспослано божественное откровение (исламская традиция).
      В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания
населения политические силы могут выдвигать требования либо защиты культурной
самобытности национальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной
государственности); либо расширения геополитического пространства для жизни нации
или, напротив, - защиты собственной территории и национального суверенитета от
внешних посягательств; либо создания привилегий для лиц “коренной национальности”
или же - интенсивного расширения интернациональных контактов.




                                          68