Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 173 стр.

UptoLike

Составители: 

Натурфилософия автора в художественном пространстве сада
в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.)
173
И слышно: далеко, как в августе,
Полуночь в полях назревает.
Ни звука. И нет соглядатаев.
В пустынности удостоверяясь,
Берётся за старое – скатывается
По кровле, за жёлоб и через (113).
Есть у Б.Пастернака выразительный звуковой образ дож-
дя, вызывающий яркие зрительные ассоциации с падающими
вертикально дождевыми струями:
Но тишь. И листок не шелохнется
Ни признака зги, кроме жутких
Глотков и плескания в шлёпанцах,
И вздохов и слёз в промежутке (114).
Вообще Б.Пастернак использует разные способы умалить
горизонтальную протяжённость локуса сада, в идеале свести
на нет. Часто сад представлен объектами, не занимающими
практически места в горизонтальном пространстве, на земле,
ветками, листвой, плетнём. В ряде случаев фиксируются грани-
цы садового локуса:
Всю ночь в окошко торкался,
И ставень дребезжал (116).
Такая граница может не просто обрезать горизонтальное
пространство, но перевести вектор из горизонтального в верти-
кальный, например плетень, закрытое окно, стекло зеркала:
За окнами давка, толпится листва (93).
Огромный сад тормошится в зале
В трюмо – и не бьёт стекла (114).
  Натурфилософия автора в художественном пространстве сада
           в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.)

     И слышно: далеко, как в августе,
          Полуночь в полях назревает.

     Ни звука. И нет соглядатаев.
          В пустынности удостоверяясь,
     Берётся за старое – скатывается
          По кровле, за жёлоб и через (113).

      Есть у Б.Пастернака выразительный звуковой образ дож-
дя, вызывающий яркие зрительные ассоциации с падающими
вертикально дождевыми струями:

     Но тишь. И листок не шелохнется
       Ни признака зги, кроме жутких
     Глотков и плескания в шлёпанцах,
       И вздохов и слёз в промежутке (114).

     Вообще Б.Пастернак использует разные способы умалить
горизонтальную протяжённость локуса сада, в идеале – свести
на нет. Часто сад представлен объектами, не занимающими
практически места в горизонтальном пространстве, на земле, –
ветками, листвой, плетнём. В ряде случаев фиксируются грани-
цы садового локуса:

     Всю ночь в окошко торкался,
     И ставень дребезжал (116).

      Такая граница может не просто обрезать горизонтальное
пространство, но перевести вектор из горизонтального в верти-
кальный, например плетень, закрытое окно, стекло зеркала:

     За окнами давка, толпится листва (93).

     Огромный сад тормошится в зале
     В трюмо – и не бьёт стекла (114).




                             173