ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Натурфилософия автора в художественном пространстве сада
в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.)
175
Сад застлан, пропал за её беспорядком,
За бьющей в лицо кутерьмой.
Родная, громадная, с сад, а характером –
Сестра! Второе трюмо! (115)
Думается, неслучайно так часто, наряду с дождём, в изо-
бражении сада прибегает поэт к образу зеркала: возникает эф-
фект обратного движения, горизонтальное пространство «смы-
вается», укорачивается, объект обретает движение к точке ме-
стонахождения автора: «За окнами давка, толпится листва…»
(95)
Для сравнения вспомним, что, например, в изображении
сада Буниным протяженность часто увеличивается за счет про-
тивоположного направления движения объекта – от автора или
движения самого лирического субъекта от прежней точки его
нахождения:
….Она, обняв его,
Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
Ведущих в сад. А сад степной, глухой,
Идёт, темнея, в сумрак летней ночи
По скату к балке (347).
В пустом, сквозном чертоге сада
Иду, шумя сухой листвой…(452).
Для укорочения протяженности горизонтального дви-
жения объекта, представляющего сад, Пастернак ставит на его
пути хаос – образ, показательный для мироощущения поэта и
часто им востребуемый: хаос несовместим с линейной протя-
женностью пространства, гасит его.
В трюмо испаряется чашка какао,
Качается тюль, и – прямой
Дорожкою в сад, в бурелом и хаос
К качелям бежит трюмо (114).
Натурфилософия автора в художественном пространстве сада в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.) Сад застлан, пропал за её беспорядком, За бьющей в лицо кутерьмой. Родная, громадная, с сад, а характером – Сестра! Второе трюмо! (115) Думается, неслучайно так часто, наряду с дождём, в изо- бражении сада прибегает поэт к образу зеркала: возникает эф- фект обратного движения, горизонтальное пространство «смы- вается», укорачивается, объект обретает движение к точке ме- стонахождения автора: «За окнами давка, толпится листва…» (95) Для сравнения вспомним, что, например, в изображении сада Буниным протяженность часто увеличивается за счет про- тивоположного направления движения объекта – от автора или движения самого лирического субъекта от прежней точки его нахождения: ….Она, обняв его, Сидит с ним на балконе, на ступеньках, Ведущих в сад. А сад степной, глухой, Идёт, темнея, в сумрак летней ночи По скату к балке (347). В пустом, сквозном чертоге сада Иду, шумя сухой листвой…(452). Для укорочения протяженности горизонтального дви- жения объекта, представляющего сад, Пастернак ставит на его пути хаос – образ, показательный для мироощущения поэта и часто им востребуемый: хаос несовместим с линейной протя- женностью пространства, гасит его. В трюмо испаряется чашка какао, Качается тюль, и – прямой Дорожкою в сад, в бурелом и хаос К качелям бежит трюмо (114). 175
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 173
- 174
- 175
- 176
- 177
- …
- следующая ›
- последняя »