ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Натурфилософия автора в художественном пространстве сада
в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.)
176
Показательным с точки зрения особенностей садового ло-
куса ранней лирики Пастернака можно считать стихотворение
об Эдеме. Сад Эдема – образцовый и имеет, следовательно, по-
казательный для сада Пастернака локус: в его основе лежит вер-
тикаль.
Когда за лиры лабиринт
Поэты взор вперят,
Налево развернётся Инд,
Правей пойдёт Евфрат.
А посреди меж сим и тем
Со страшной простотой
Легенде ведомый Эдем
Взовьёт свой ствольный строй.
Он вырастет над пришлецом
И прошумит: мой сын!
Я историческим лицом
Вошёл в семью лесин.
Я – свет. Я тем и знаменит,
Что сам бросаю тень (67).
Вертикально выстроенный локус сада в художественном
пространстве лирики Пастернака 1910–20-х гг. не исключение.
При том что протяженность пространства в ней тоже имеет ме-
сто, тенденция преобладания вертикали над горизонталью отли-
чает художественное пространство всей лирики Пастернака это-
го периода, изображает ли поэт природу (лес, зимнее небо, зим-
нюю ночь, метель, ледоход, Урал, стрижей, Каму) или город или
ведёт разговор о творчестве, душе, любви. Приведём несколько
примеров:
Когда до тончайшей мелочи
Весь день пред тобой на весу,
Лишь знойное щёлканье беличье
Не молкнет в смолистом лесу.
И млея, и силы накапливая,
Спит строй сосновых высот.
Натурфилософия автора в художественном пространстве сада в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.) Показательным с точки зрения особенностей садового ло- куса ранней лирики Пастернака можно считать стихотворение об Эдеме. Сад Эдема – образцовый и имеет, следовательно, по- казательный для сада Пастернака локус: в его основе лежит вер- тикаль. Когда за лиры лабиринт Поэты взор вперят, Налево развернётся Инд, Правей пойдёт Евфрат. А посреди меж сим и тем Со страшной простотой Легенде ведомый Эдем Взовьёт свой ствольный строй. Он вырастет над пришлецом И прошумит: мой сын! Я историческим лицом Вошёл в семью лесин. Я – свет. Я тем и знаменит, Что сам бросаю тень (67). Вертикально выстроенный локус сада в художественном пространстве лирики Пастернака 1910–20-х гг. не исключение. При том что протяженность пространства в ней тоже имеет ме- сто, тенденция преобладания вертикали над горизонталью отли- чает художественное пространство всей лирики Пастернака это- го периода, изображает ли поэт природу (лес, зимнее небо, зим- нюю ночь, метель, ледоход, Урал, стрижей, Каму) или город или ведёт разговор о творчестве, душе, любви. Приведём несколько примеров: Когда до тончайшей мелочи Весь день пред тобой на весу, Лишь знойное щёлканье беличье Не молкнет в смолистом лесу. И млея, и силы накапливая, Спит строй сосновых высот. 176
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 174
- 175
- 176
- 177
- 178
- …
- следующая ›
- последняя »