Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 177 стр.

UptoLike

Составители: 

Натурфилософия автора в художественном пространстве сада
в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.)
177
И лес шелушится и каплями
Роняет струящийся пот (93).
Лесное пространство также стянуто, подобно садовому:
Лес стянут по горло петлёю пернатых
Гортаней, как буйвол арканом,
И стонет в сетях, как стонает в сонатах
Стальной гладиатор органа (88).
Большое место во всей лирике 1910–20-х гг., не только в
локусе сада, также занимают дожди, гроза, хаос, о роли которых
в маркировке вертикальной оси пространства говорилось выше:
В траве, на кислице, меж бус
Брильянты, хмурясь, висли,
По захладелости на вкус
Напоминая рислинг.
<...>
То, застя двор, водой с винцом
Желтил песок и лужи,
То с неба спринцевал свинцом
Оконниц полукружья (151).
Грязный, гремучий, в постель
Падает город с дороги…(145)
Образы, маркирующие в локусе сада вертикальную ось
пространства, занимают большое место и при изображении во-
все непространственных жизненных реалий.
Имелась ночь. Имелось губ
Дрожание. На веках висли
Брильянты, хмурясь. Дождь в мозгу
Шумел, не отдаваясь мыслью (152).
Дни висли, в кислице блестя,
И винной пробкой пахли (148).
  Натурфилософия автора в художественном пространстве сада
           в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.)

                 И лес шелушится и каплями
                 Роняет струящийся пот (93).

Лесное пространство также стянуто, подобно садовому:

     Лес стянут по горло петлёю пернатых
     Гортаней, как буйвол арканом,
     И стонет в сетях, как стонает в сонатах
     Стальной гладиатор органа (88).

      Большое место во всей лирике 1910–20-х гг., не только в
локусе сада, также занимают дожди, гроза, хаос, о роли которых
в маркировке вертикальной оси пространства говорилось выше:

     В траве, на кислице, меж бус
     Брильянты, хмурясь, висли,
     По захладелости на вкус
     Напоминая рислинг.
                <...>
     То, застя двор, водой с винцом
     Желтил песок и лужи,
     То с неба спринцевал свинцом
     Оконниц полукружья (151).

     Грязный, гремучий, в постель
     Падает город с дороги…(145)

      Образы, маркирующие в локусе сада вертикальную ось
пространства, занимают большое место и при изображении во-
все непространственных жизненных реалий.

     Имелась ночь. Имелось губ
     Дрожание. На веках висли
     Брильянты, хмурясь. Дождь в мозгу
     Шумел, не отдаваясь мыслью (152).

     Дни висли, в кислице блестя,
     И винной пробкой пахли (148).

                             177