Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 179 стр.

UptoLike

Составители: 

Натурфилософия автора в художественном пространстве сада
в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.)
179
Интересно, что вертикаль маркируется поэтом также при
изображении пространства, казалось бы, сугубо горизонтальной
протяженности, например степи:
Под шторку несёт обгорающей ночью,
И рушится степь со ступенек к звезде (113).
Вся степь – как до грехопаденья:
Вся – миром объята, вся – как парашют,
Вся – дыбящееся виденье (135).
Вертикальный вектор в пространстве поздней лирики
Б.Пастернака сохраняется, но значительно потеснён горизон-
тальным прежде всего вошедшей в поэзию Пастернака исто-
рией. Кроме того, он получает другую содержательную, нравст-
венно-философскую, нагрузку. В основе вертикального движе-
ния авторского взгляда в поздней лирике поэта, как представля-
ется, лежит оппозиция верха низа, несущая христианскую сис-
тему ценностей, задающая иные нравственно-психологический
и нравственно-философский аспекты картины мира, нежели в
ранней лирике.
Вертикальная ось пространства поздней лирики представ-
ляет собой вектор, указывающий миру путь спасения, нравст-
венного долженствования, оправдания. В этом смысле «любовь
пространства» в лирике Пастернака позднего периода, думается,
следует понимать как гармонию с миром, которой возможно
достигнуть путём соответствия некоему объективно сущест-
вующему нравственному императиву, воле Спасителя, раство-
рённой в Божьем создании.
В лирике же 1910–20-х гг., и в частности в лирическом
пространстве сада, вертикальная ось маркирует не оппозицию
верха и низа, а их неразделимость, взаимообратимость. Проти-
вопоставление «верх низ» лишено ценностного смысла. Про-
странственная вертикаль здесь скрепляет исконную общность
всемирной жизни во всех её представителях и проявлениях, не-
расчленимость её субъектов и объектов.
Вертикальная ось художественного пространства ранней
лирики Б.Пастернака задаёт в качестве главного натурфилософ-
  Натурфилософия автора в художественном пространстве сада
           в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.)

      Интересно, что вертикаль маркируется поэтом также при
изображении пространства, казалось бы, сугубо горизонтальной
протяженности, например степи:

     Под шторку несёт обгорающей ночью,
     И рушится степь со ступенек к звезде (113).

     Вся степь – как до грехопаденья:
     Вся – миром объята, вся – как парашют,
     Вся – дыбящееся виденье (135).

       Вертикальный вектор в пространстве поздней лирики
Б.Пастернака сохраняется, но значительно потеснён горизон-
тальным – прежде всего вошедшей в поэзию Пастернака исто-
рией. Кроме того, он получает другую содержательную, нравст-
венно-философскую, нагрузку. В основе вертикального движе-
ния авторского взгляда в поздней лирике поэта, как представля-
ется, лежит оппозиция верха – низа, несущая христианскую сис-
тему ценностей, задающая иные нравственно-психологический
и нравственно-философский аспекты картины мира, нежели в
ранней лирике.
       Вертикальная ось пространства поздней лирики представ-
ляет собой вектор, указывающий миру путь спасения, нравст-
венного долженствования, оправдания. В этом смысле «любовь
пространства» в лирике Пастернака позднего периода, думается,
следует понимать как гармонию с миром, которой возможно
достигнуть путём соответствия некоему объективно сущест-
вующему нравственному императиву, воле Спасителя, раство-
рённой в Божьем создании.
       В лирике же 1910–20-х гг., и в частности в лирическом
пространстве сада, вертикальная ось маркирует не оппозицию
верха и низа, а их неразделимость, взаимообратимость. Проти-
вопоставление «верх – низ» лишено ценностного смысла. Про-
странственная вертикаль здесь скрепляет исконную общность
всемирной жизни во всех её представителях и проявлениях, не-
расчленимость её субъектов и объектов.
       Вертикальная ось художественного пространства ранней
лирики Б.Пастернака задаёт в качестве главного натурфилософ-

                             179