ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Натурфилософия автора в художественном пространстве сада
в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.)
180
ский, онтологический аспект картины мира, акцентирует в кар-
тине жизни состояние непрекращающегося самостийного твор-
чества, самообновления и самосозидания. Неразличимы творец
и творение, начало и конец. Нет процесса восхождения к идеалу
– есть состояние торжества бытия, жизни как самодостаточной
страсти, не нуждающейся ни в оправдании, ни в совершенство-
вании. Это своеобразный бунт против традиционной для рус-
ской классики иерархичности культурного мышления. Неслу-
чайно цитируемое выше стихотворение о саде-Эдеме, рас-
сматриваемое нами как своего рода программное, о лучшем из
садов, заканчивается такой строфой:
Я – свет. Я тем и знаменит,
Что сам бросаю тень.
Я – жизнь земли, её зенит,
Её начальный день (67).
В образе сада декларируется неразделимость противопо-
ложных начал, имеющих и пространственное выражение: свет и
тень, высшая точка восхождения (зенит) и начало жизни на зем-
ле.
И всё же в лирике Б.Пастернака звучит тревожащий авто-
ра вопрос о Начале Начал – есть ли оно, кто оно? Пять раз в
книге «Сестра моя – жизнь» поэт задает его: сначала в стихо-
творении «Балашов», затем – в стихотворении «Давай ронять
слова…» его трижды повторяет, да ещё ставит этот вопрос эпи-
графом к последнему стихотворению: «…ты спросишь, кто ве-
лит?»:
Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь…
<...>
Ты спросишь, кто велит,
Чтоб август был велик,
Кому ничто не мелко,
Кто погружен в отделку
Кленового листа
И с дней экклезиаста
Натурфилософия автора в художественном пространстве сада в лирике Б. Пастернака (1910 – 1920-е гг.) ский, онтологический аспект картины мира, акцентирует в кар- тине жизни состояние непрекращающегося самостийного твор- чества, самообновления и самосозидания. Неразличимы творец и творение, начало и конец. Нет процесса восхождения к идеалу – есть состояние торжества бытия, жизни как самодостаточной страсти, не нуждающейся ни в оправдании, ни в совершенство- вании. Это своеобразный бунт против традиционной для рус- ской классики иерархичности культурного мышления. Неслу- чайно цитируемое выше стихотворение о саде-Эдеме, рас- сматриваемое нами как своего рода программное, о лучшем из садов, заканчивается такой строфой: Я – свет. Я тем и знаменит, Что сам бросаю тень. Я – жизнь земли, её зенит, Её начальный день (67). В образе сада декларируется неразделимость противопо- ложных начал, имеющих и пространственное выражение: свет и тень, высшая точка восхождения (зенит) и начало жизни на зем- ле. И всё же в лирике Б.Пастернака звучит тревожащий авто- ра вопрос о Начале Начал – есть ли оно, кто оно? Пять раз в книге «Сестра моя – жизнь» поэт задает его: сначала в стихо- творении «Балашов», затем – в стихотворении «Давай ронять слова…» его трижды повторяет, да ещё ставит этот вопрос эпи- графом к последнему стихотворению: «…ты спросишь, кто ве- лит?»: Мой друг, ты спросишь, кто велит, Чтоб жглась юродивого речь… <...> Ты спросишь, кто велит, Чтоб август был велик, Кому ничто не мелко, Кто погружен в отделку Кленового листа И с дней экклезиаста 180
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 178
- 179
- 180
- 181
- 182
- …
- следующая ›
- последняя »