ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
183
Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
и авторская концепция человека
Речь повествователя в прозе Горького является формой
воплощения и утверждения нравственной философии автора:
его концепции человека-творца как основной созидательной си-
лы жизни. Позиция автора демонстрирует приоритет духовного
над материальным, сознания над действительностью, символи-
зирует способность творческой энергии человека преобразить
картину мира.
Научная литература уделяет много внимания вопросам
своеобразия речевого стиля прозы А. М. Горького. Но обычно
исследователи в общей цепи анализа опускают принципиально
важное звено – образ повествователя, всегда непосредственно
связанный с эстетическим идеалом художника и основными за-
кономерностями его стиля в целом.
Повествователь в прозе Горького занимает большое ме-
сто. Часто он выступает как рассказчик (например, в цикле рас-
сказов «По Руси») или как основное действующее лицо (в авто-
биографической трилогии – «Детство», «В людях», «Мои уни-
верситеты»).
В цикле «По Руси» повествователь играет большую роль в
общем сюжете книги, являясь носителем позитивного видения
мира и человека. Это принципиально отличает повествователя
Горького от повествователя Бунина, Андреева, Куприна и сбли-
жает с повествователем Л.Толстого. Эстетический идеал Бунина
в его социальном преломлении конкретизируется в основном
негативно, от противного. Эстетический идеал Л. Толстого и
Горького 1900–1910-х гг. идеологически и нравственно пози-
тивно определен. Отсюда нравственная активность и авторитар-
ность повествователя Толстого и Горького, обусловливающая
«монологичность» стилей художников. Этот термин широко
распространен в литературе о Толстом. Думается, он может
быть применен и к стилю Горького.
В прозе Горького, как и в поздних произведениях Толсто-
го, авторская позиция, авторское отношение раскрывается не
только в сюжете произведения, но и в эмоциональной ок-
Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси» и авторская концепция человека Речь повествователя в прозе Горького является формой воплощения и утверждения нравственной философии автора: его концепции человека-творца как основной созидательной си- лы жизни. Позиция автора демонстрирует приоритет духовного над материальным, сознания над действительностью, символи- зирует способность творческой энергии человека преобразить картину мира. Научная литература уделяет много внимания вопросам своеобразия речевого стиля прозы А. М. Горького. Но обычно исследователи в общей цепи анализа опускают принципиально важное звено – образ повествователя, всегда непосредственно связанный с эстетическим идеалом художника и основными за- кономерностями его стиля в целом. Повествователь в прозе Горького занимает большое ме- сто. Часто он выступает как рассказчик (например, в цикле рас- сказов «По Руси») или как основное действующее лицо (в авто- биографической трилогии – «Детство», «В людях», «Мои уни- верситеты»). В цикле «По Руси» повествователь играет большую роль в общем сюжете книги, являясь носителем позитивного видения мира и человека. Это принципиально отличает повествователя Горького от повествователя Бунина, Андреева, Куприна и сбли- жает с повествователем Л.Толстого. Эстетический идеал Бунина в его социальном преломлении конкретизируется в основном негативно, от противного. Эстетический идеал Л. Толстого и Горького 1900–1910-х гг. идеологически и нравственно пози- тивно определен. Отсюда нравственная активность и авторитар- ность повествователя Толстого и Горького, обусловливающая «монологичность» стилей художников. Этот термин широко распространен в литературе о Толстом. Думается, он может быть применен и к стилю Горького. В прозе Горького, как и в поздних произведениях Толсто- го, авторская позиция, авторское отношение раскрывается не только в сюжете произведения, но и в эмоциональной ок- 183
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 181
- 182
- 183
- 184
- 185
- …
- следующая ›
- последняя »