ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
и авторская концепция человека
185
стью слова тому предметному, вещественно-чувственному ком-
плексу, который был первично положен в его основу и состав-
ляет золотой фонд языка: стремление очистить слово от мелко-
го, вторичного, условного значения и восстановить, обнажить в
нем его первичное, этимологическое понятие (по выражению А.
Потебни), борьба со словом-формулой, словом-знаком.
Эта тенденция толстовского стиля реализуется в лекси-
ческом составе речи повествователя (преобладает лексика быто-
вая – в противовес общественно-политической, книжной), в
сложном синтаксисе (являющем собой своеобразную систему
кордонов, выставленных автором, чтобы профильтровать слово,
освободить его от традиционно закрепленных за ним условных
представлений), в редком использовании тропов и т. д.
«Объединяющее начало» речи повествователя в книге
Горького «По Руси» совсем иное, даже противоположное. Тол-
стовской осторожности, подозрительности в обращении со сло-
вом Горький противопоставляет доверие слову, приятие слова
во всей его многозначности как самоценного и совершенного
явления. Внутренне полемизируя с Толстым, отвечая на анкету,
предложенную писателям в 20-е гг., Горький писал: «Я начинаю
от человека, а человек начинается для меня с его мысли (с ре-
чи)»
1
.
В глазах Горького слово равноценно предметно-
вещественной реальности мира как продукт речевой деятельно-
сти человечества и интересует Горького именно своей емко-
стью, многогранностью, гибкостью. То, что Толстой в слове по-
следовательно сводит на нет – диапазон между этимологиче-
ским понятием, конкретно-предметным комплексом в слове, и
условным, вторичным, закрепленным за ним значением, пред-
ставлением, – Горький культивирует, превращает в основной
инструмент художественного изображения.
Не случайно Толстой отмечал, что Горький знает и ис-
пользует фокусы языка. Самому Толстому игра словом не свой-
ственна. Горький же часто выступает перед нами фокусником,
жонглером слова – в лучшем, артистическом смысле этого по-
1
Цит. по: Б.А. Бялик. О пьесе Горького «Фальшивая монета». М., 1947. С. 15.
Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси» и авторская концепция человека стью слова тому предметному, вещественно-чувственному ком- плексу, который был первично положен в его основу и состав- ляет золотой фонд языка: стремление очистить слово от мелко- го, вторичного, условного значения и восстановить, обнажить в нем его первичное, этимологическое понятие (по выражению А. Потебни), борьба со словом-формулой, словом-знаком. Эта тенденция толстовского стиля реализуется в лекси- ческом составе речи повествователя (преобладает лексика быто- вая – в противовес общественно-политической, книжной), в сложном синтаксисе (являющем собой своеобразную систему кордонов, выставленных автором, чтобы профильтровать слово, освободить его от традиционно закрепленных за ним условных представлений), в редком использовании тропов и т. д. «Объединяющее начало» речи повествователя в книге Горького «По Руси» совсем иное, даже противоположное. Тол- стовской осторожности, подозрительности в обращении со сло- вом Горький противопоставляет доверие слову, приятие слова во всей его многозначности как самоценного и совершенного явления. Внутренне полемизируя с Толстым, отвечая на анкету, предложенную писателям в 20-е гг., Горький писал: «Я начинаю от человека, а человек начинается для меня с его мысли (с ре- чи)»1. В глазах Горького слово равноценно предметно- вещественной реальности мира как продукт речевой деятельно- сти человечества и интересует Горького именно своей емко- стью, многогранностью, гибкостью. То, что Толстой в слове по- следовательно сводит на нет – диапазон между этимологиче- ским понятием, конкретно-предметным комплексом в слове, и условным, вторичным, закрепленным за ним значением, пред- ставлением, – Горький культивирует, превращает в основной инструмент художественного изображения. Не случайно Толстой отмечал, что Горький знает и ис- пользует фокусы языка. Самому Толстому игра словом не свой- ственна. Горький же часто выступает перед нами фокусником, жонглером слова – в лучшем, артистическом смысле этого по- 1 Цит. по: Б.А. Бялик. О пьесе Горького «Фальшивая монета». М., 1947. С. 15. 185
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 183
- 184
- 185
- 186
- 187
- …
- следующая ›
- последняя »